Александр Домогаров о фильме «Пальма»
Александр Домогаров

Об истории

«Пальма» –  большой, сложный, крутой проект, о котором я всегда мечтал. А начался он с того, что я случайно прочитал у отца в Фейсбуке статью Юрия Роста из «Комсомольской правды» про собаку, которая ждала своего хозяина в аэропорту. Эта история меня очень впечатлила, еще подумал: «Вот такое кино я хотел бы сделать!.. Интересно, а как бы могла пройти встреча собаки и человека, ее бросившего?»

Буквально через несколько дней меня пригласили на встречу с продюсерами кинокомпании «Марс Медиа», которые спросили, а что бы я сам хотел снять? Вопрос был неожиданным, и я тут же предложил первое, о чем недавно думал, – историю про Пальму. Так все и завертелось.

Вдохновлено реальными событиями

Наш фильм не основан на реальных событиях, он скорее вдохновлен ими. Мы многое придумали вокруг истории, которую так подробно описывал Юрий Рост в 70-е годы.  Весь импульс шел из той статьи. Но из реальных фактов тех лет у нас – собака Пальма, которую хозяин оставляет в аэропорту, и условный летчик, вокруг них и написана семейная история. Через Пальму мы рассказываем об отце и сыне, а присутствие собаки придает притчевый характер картине. Через отношения с Пальмой строится все: отец узнает сына, ребенок приобретает друга и обретает семью.

Для меня «Пальма» –  история о том, как все помогали собаке, а в итоге именно собака помогла всем и объединила семью. Пальма столкнулась с несправедливостью и предательством, но все равно продолжала ждать своего хозяина. Наверное, ничего нового о преданности животных сказать уже невозможно, столько и снято, и написано. Но наш фильм – повод задуматься о собственной жизни, о том, что ценно и важно.

Об овчарке

Овчарка Лили, играющая Пальму, – настоящая звезда! Это у нее первая главная роль в кино. Она абсолютно кинематографична. У Лили очень странные, необычные для этой породы уши, и нам это сразу понравилось. А еще глаза – они всегда грустные, как будто все время кого-то ждет – то, что мы и искали!

Лили выполняла все пожелания и указания с поразительной точностью и скоростью, все схватывала на лету, гораздо быстрее некоторых актеров. Работала как робот: поставили ей метку, и она точно на нее вставала. Как режиссер видит сцену, так она ее и сыграет, никаких экспромтов и сюрпризов. Мне, безусловно,  нравятся актерские импровизации, когда мы вместе сочиняем и придумываем, ловим интересные моменты, однако с Лили были важны именно точность и четкость.

Об актерах

Дольше всего мы искали исполнителя роли мальчика. Попробовали более 300 детей из Москвы, Питера, Нижнего Новгорода, Казани; кастинговали ребят из детских студий Кости Хабенского. В конце концов, остановились на 10-летнем Леониде Басове. С ним было круто и интересно работать. То, что делал Леня, я переживал вместе с ним. Поскольку в фильме есть очень драматичные сцены, перед ним стояла крайне сложная задача – сыграть это.  За два месяца до мотора Леня каждый день занимался актерским мастерством с коучем Филиппом Савенковым, который потом проработал с нами все съемки. Вместе с Филиппом мы искали психологические ходы, как воздействовать на юного актера. Но, главное, сам Леня самоотверженно работал и помогал нам во всем. Помню, снимали ночную сцену, где его герой под проливным дождем ищет Пальму, а потом долго говорит с ней. Было холодно, дул ледяной ветер, работала дождевая машина, но мальчик ни разу не сказал, что больше у него нет сил. И так – до двух часов ночи!..

Один из моих любимых героев в «Пальме» – Игорь Польский, хозяин собаки. Изначально я даже хотел сделать фильм именно про этого персонажа. Едва прочитав статью Роста, сразу стал представлять, как могла бы пройти их встреча? Вместе со сценаристами мы долго сочиняли эту сцену. Ведь если в «Хатико» хозяин умирает, в «Белом Биме» – заболевает, а собака это чувствует, то у нас выбор делает сам хозяин, оставляя верного пса. И, как мне видится, очень «современный выбор». Я ассоциирую с этим наше время: человек может вот так взять и отказаться от преданного ему живого существа. Все куда-то гонятся, спешат, не думая порой о близких и рискуя потерять самое дорогое. Это ведь история про предательство.

О японской версии

Помимо российской у картины есть японская версия, которая называется «История Акиты и Пальмы» и выйдет в прокат летом 2021 года.  В нее вошли сцены, которые мы специально снимали в Японии с  участием русских и японских актеров. Часть событий там происходит в наши дни: повзрослевший герой «Пальмы», которого играет мой отец, приезжает в Японию, чтобы купить собаку породы акита-ину. 

Вообще-то я не планировал снимать отца в картине, но японские продюсеры очень настаивали. Несколько лет назад папа сыграл в их фильме про войну и подружился с местными кинематографистами. Кстати, именно отец и познакомил меня с ними, а они придумали японскую часть, чтобы поработать вместе. Правда, я до последнего не понимал, как именно продюсеры хотят интегрировать свою историю в нашу картину и переживал из-за сравнений с Хатико. Японцы же, наоборот, культивируют это сравнение. Им хотелось, чтобы история нашей Пальмы соприкоснулась с историей Хатико.

Если же говорить о нашей первой совместной работе с папой, то работать с близкими всегда тяжело, но интересно!


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений