Алексей Щусев. Архитектор, художник, директор. ∞ zeitnotinfo.ru

Новая выставка Государственной Третьяковской галереи, открывшаяся 25 ноября, представляет публике художественное наследие Алексея Викторовича Щусева (1873–1949) – одного из крупнейших отечественных архитекторов и, что прежде всего важно для Третьяковской галереи, блестящего рисовальщика, чьи архитектурные рабочие эскизы и зарисовки отличаются высочайшим качеством исполнения и имеют самостоятельную художественную ценность. По словам его учителя И.Е.Репина, Щусев был одним из лучших рисовальщиков эпохи.

Экспозиция в Третьяковской галерее открывает своеобразный «выставочный марафон», посвященный 150-летию зодчего, которое будет широко отмечаться в 2023 году.

Настоящий проект – попытка посмотреть на фигуру выдающегося архитектора в новом ракурсе: центральной темой выставки стал Музей, создание которого было целью и смыслом, определявшими ход размышлений Щусева на протяжении всей жизни.

Выставка стала возможна благодаря крупным приобретениям рисунков Щусева за последние 9 лет. Специалисты Третьяковской галереи отобрали для собственных фондов около 200 графических листов, относящихся в основном к строительству Марфо-Мариинской обители, которая в свое время была филиалом реставрационных мастерских Третьяковской галереи, и Казанского вокзала, в здании которого архитектор планировал организовать музей, посвященный строительству этого сооружения. Алексея Щусева с полным основанием можно назвать созидателем музеев. За его плечами большой опыт в том числе и музейного проектирования, когда он зачастую был идеологом и автором концепции. Обе творческие ипостаси Щусева – архитектора и музейного куратора — переплелись во время его работы в Третьяковской галерее сначала в качестве директора (1926–1928), а затем главного архитектора (1928–1929). Этому времени посвящен первый зал выставки.

Щусев внес значительный вклад в развитие Третьяковской галереи. Представленные на выставке материалы позволяют оценить масштабность замыслов «архдиректора» Щусева, степень его вовлеченности в жизнь музея, качество и смелость осуществленных под его руководством экспозиций, точность его градостроительных предвидений. На основе документов из личного дела Щусева и проектных чертежей из отдела рукописей сформировался чрезвычайно интересный комплекс материалов, связанных с деятельностью Щусева на посту директора и архитектора Третьяковской галереи. Кроме того, на выставке представлены эскизы, чертежи и другие рабочие материалы к самым значительным творениям Щусева в области храмового и гражданского зодчества в Москве – Марфо-Мариинской обители и Казанскому вокзалу.

Для Покровского храма Марфо-Мариинской обители по заказу великой княгини Елизаветы Фёдоровны Алексей Щусев создал проекты фасадов, интерьера, разработал детали декоративного убранства и утвари для проведения богослужений.

Во втором зале выставки создан «бумажный аналог» храма. Благодаря обширной коллекции подготовительных шаблонов каменной резьбы организаторы смогли воссоздать композицию «Райский сад» – декор восточного склона северного притвора храма, имитировать его, восстановить по кусочкам. Эта композиция занимает всю стену северного притвора храма и воссоздана в экспозиции практически целиком. Словно ковром белокаменной резьбы, плита за плитой с изображением фантастических растений и птиц выстраивается плотно декорированная стена Покровского собора. Общий принцип оформления поверхности и отдельные изображения, очевидно, вдохновлены Георгиевским собором в Юрьеве-Польском. Щусев, подобно мастеру-реставратору Василию Ермолину, который в 1471 году восстановил Георгиевский собор после обрушения, словно заново собрал композицию северного притвора по кусочкам. Кажется, что камни орнамента спутаны, соединены случайно. Метод фрагментарного декорирования позволил создать эффект присутствия «старого в новом». Иллюзия «музейности» возникает в том числе благодаря эффекту диалога различных эпох: европейская романская резьба и декоративные мотивы древнерусских памятников соединены в этой композиции.

Тот же эффект «музеефикации» использован Щусевым в решении интерьеров храма, которым посвящен третий зал выставки. Принцип оформления внутреннего пространства – особая «фрагментарная» система росписей – был определен на самом первом этапе работ. Стены в основном остаются белеными, и лишь в узловых «смысловых» зонах архитектурного пространства возникают цветные фигуративные композиции и орнаменты, которые выполнил художник Михаил Нестеров при активном участии Щусева. Роль архитектора не заканчивалась проектированием здания и его убранства, он продумывал все до мелочей. Так, эскиз алтарной преграды выполнен совместно с Нестеровым (художник пишет образа, архитектор создает орнаментальную вязь).

Кроме того, Щусев проектировал всю утварь и даже облачения священнослужителей.

Другому знаменитому московскому творению Щусева, комплексу зданий Казанского вокзала, посвящены следующие три зала выставки. Еще во время строительства архитектор думал об организации музея, где каждый мог бы узнать о грандиозном процессе создания сооружения. Многие экспонаты этого неосуществленного проекта были переданы в разные годы в Третьяковскую галерею, и она тем самым как бы приняла эстафету у музея, о котором мечтал архитектор. Память об этом замысле Щусева отражена в нашем собрании целым комплексом графических работ известных художников, привлеченных Щусевым для украшения своих построек. Это работы А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева, З.Е. Серебряковой, П.В. Кузнецова.

Как было отмечено выше, в последние годы удалось дополнить эти работы, давно хранящиеся в фондах музея, рисунками самого Щусева – строгими проектами и архитектурными фантазиямиразмышлениями, прорисовками декоративных элементов, эскизами деталей, шаблонами. В результате были сформированы два эффектных раздела коллекции, всесторонне представляющих процесс работы над Марфо-Мариинской обителью и Казанским вокзалом. Естественность, с которой эти экспозиционные ансамбли словно сами собой сложились, заставила почувствовать, что приверженность музейным принципам, вирус «музейности» у Щусева «в крови», и он во многом определяет особенности его мышления.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений