Ангелы вышли покурить ∞ zeitnotinfo.ru

В Московском театре «Школа современной пьесы» состоялась премьера нового спектакля Иосифа Райхельгауза по пьесе Олега Маслова «Ангелы вышли покурить».

«Ангелы вышли покурить» – рекордсмен по времени выпуска: между первой читкой и премьерой прошло не более трех месяцев. За это время участники и создатели спектакля успели съездить в Островной монастырь недалеко от Владимира, получить благословение и консультативную помощь отца Николая, настоятеля Долгопрудненского храма, а еще – подготовить невероятный постановочный трюк, которому может позавидовать самый радикальный сценограф. Не раскрывая технологических секретов, скажем только, что главный герой на глазах изумленных зрителей варварским образом раскурочивает пол зала «Зимний сад», роет довольно глубокую яму и оказывается в ней по пояс. А герой этот – его играет Иван Мамонов – отнюдь не миниатюрен. Следует добавить, что в роли сценографа в этом спектакле выступил сам режиссер Иосиф Райхельгауз.

Пьесу «Ангелы вышли покурить» драматург Олег Маслов писал специально по заказу «Школы современной пьесы». Вопрос веры и неверия всегда занимал худрука театра Иосифа Райхельгауза, не стеснявшегося заявлять о своем атеизме:

 «Понимаю, что существует некий закон, не постижимый для человека. Однако принять какие-то конкретные конфессиональные догмы не могу. Поэтому и Библия, и Талмуд, и Коран для меня – великая художественная литература, несущая важные мировоззренческие смыслы. Как и сочинения Гете, Шекспира, Томаса Манна, Достоевского, Толстого или Чехова».

По сюжету главный герой спектакля 50-летний Павел (Иван Мамонов), чей сельский дом находится на территории монастыря, обнаруживает у себя под полом чудодейственную икону. Чудодейственной его считают все, кроме него: игумения монастыря Херувима (Татьяна Циренина), митрополит Агофангел (Александр Галибин), молодая послушница Ангелина (Екатерина Лисицына) и его собственная жена Нина (Ирина Линд играет эту роль в очередь с Джульеттой Геринг), которая вот-вот воцерковится. Сам Павел не желает верить в чудесное обретение иконы даже тогда, когда поставленный ему смертельный диагноз внезапно оказывается ошибочным. Впрочем, в финале и он обретет собственного ангела – впервые в жизни познав, что такое настоящая любовь.

Иосиф Райхельгауз: «В спектакле «Ангелы вышли покурить»  мы говорим о вере современным театральным языком. Это одновременно  деликатная тема и довольно опасный прием  – как для верующих, чьи чувства мы совершенно не хотим задеть,  так и для атеистов, которые, на самом деле, находятся в бесконечном поиске истины и вселенского закона. Существует ли чудо или все объяснимо с материалистической точки зрения? Зависит ли жизнь человека всецело от его воли или все в руках Божьих? В «Ангелах» мы задаем эти вопросы и пытаемся дать ответы. Но даже сейчас, на этапе репетиций очевидно, насколько эти «ответы» неоднозначны…  Сцена находится в центре зала – зрители сидят по обе стороны. И есть у меня идея: с одной стороны посадить тех, кто верит, а с противоположной – кто не верит…  Хотя я подозреваю,  что будут и те, кто захочет быть посредине.»

Богоискательская направленность спектакля поначалу смутила некоторых участников. Для того, чтобы развеять сомнения, кое-кто из артистов обратился к своим духовникам за советом. А режиссер пригласил в качестве консультанта настоятеля одного из подмосковных храмов отца Николая. Отец Николай прочел пьесу, посетил читку, встретился с артистами. Его комментарии оказались бесценными. Священнослужитель не усмотрел в спектакле ничего кощунственного. Напротив он заметил, что говорить об этом нужно и уместно. И добавил, что лично для него такой спектакль был бы интересен в случае, если он выйдет за рамки бытовой драмы и поднимается на уровень духовного осмысления описанных там событий.

В спектакле звучит живая музыка –  мужской ансамбль «Скиф» из шести певцов, которые разведены по залу, как традиционный антифон, исполняет духовные песнопения.

Аутентичности и правдоподобности происходящего на сцене способствовали костюмы персонажей, которые, оставаясь обычной современной одеждой, были бы в то же время носителями образного смысла – художник Виктория Севрюкова приобретала их в настоящем церковном ателье.

Иосиф Райхельгауз добивается  максимальной достоверности во всем – от внешнего вида героев до буквальной манеры актерской игры, которая является фирменным стилем «Школы современной пьесы».

Ближайшие спектакли состоятся 18 и 21 мая.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений