Археология юмора: Зощенко и Жванецкий ∞ zeitnotinfo.ru

В год 130-летия Михаила Зощенко и 90-летия Михаила Жванецкого Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля представляет выставочный проект, посвященный феномену советской сатиры на примере творчества этих двух выдающихся авторов.

Михаил Зощенко и Михаил Жванецкий создавали свои произведения в разные эпохи, однако в их творчестве можно найти ряд схожих черт, которые позволяют проследить этапы развития сатирического искусства от 1920-х до 1990-х годов. В первую очередь, их объединяла тема «маленького человека», его судьба в ХХ столетии, столь богатом на всевозможные социальные, политические и экономические катаклизмы.

«Археологический» подход кураторов выставки к произведениям Зощенко и Жванецкого обоснован тем, что для сегодняшних читателей и слушателей юмор этих авторов не всегда очевиден. Социальные явления, на которые была направлена их сатира, ушли в прошлое, контексты часто не считываются и требуют комментария. Именно поэтому одной из задач выставочного проекта стало воссоздание исторического контекста, порождавшего данный тип юмора.

В выставочных залах собраны материалы, иллюстрирующие основные этапы творческого пути двух писателей-сатириков.

В зале, посвященном Михаилу Зощенко, представлены карикатуры, живопись, а также сатирические журналы 1920-х годов («Смехач», «Лапоть», «Крокодил»). Часть материалов затрагивает тему литературной судьбы Зощенко, его славы, отразившейся в огромных тиражах и многочисленных письмах читателей. Отдельный блок – тема болезни у Зощенко (его трилогия «Голубая книга», «Возвращенная молодость» и «Перед восходом солнца»). Выставка расскажет и о судьбе позднего Зощенко, его жизни и творчестве после постановления ЦК ВКП (б) 1946 года.

Второй зал представляет творчество Михаила Жванецкого. Посетитель из мира печатного слова переносится на сцену, где главной составляющей становится неповторимость авторской интонации. Эта часть выставки рассказывает о произведениях Михаила Жванецкого, его становлении как писателя-сатирика, творческих контактах с Аркадием Райкиным, первых самостоятельных выступлениях на сцене. В экспозиции можно выделить несколько блоков, посвященных темам, которые Жванецкий часто затрагивал в своих монологах: «Гражданин и власть», «Он и она», «Социальные пространства». В специально созданном условном «рабочем кабинете» зрители увидят черновики, записные книжки, личные вещи, в том числе легендарные портфель и кепку. Часть предметов экспонируется впервые. Эпоха, на фоне которой разворачиваются монологи «начальника транспортного цеха» или посетителя «греческого зала», будет представлена в плакатах, рисунках Резо Габриадзе, карикатурах Михаила Златковского и других художников.

На выставке собраны материалы из фондов ГМИРЛИ имени В.И. Даля, Государственного литературного музея «ХХ век» (г. Санкт-Петербург), Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Музея Москвы, Российского государственного архива литературы и искусства, Всероссийского музей декоративно-прикладного и народного искусства, Российской государственной библиотеки, Культурного фонда Михаила Жванецкого и частных собраний.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений