Бендер: Начало. Подробности ∞ zeitnotinfo.ru

24 июня 2021 года в прокат выходит фильм Игоря Зайцева «Бендер: Начало».

1919 год. Судьба сталкивает юного идеалиста Осю с турецко-подданным аферистом Ибрагимом Бендером. И никогда бы честный Ося не связался с таким бессовестным и хитроумным мошенником, если бы их не объединила невероятно опасная авантюра – охота за царской реликвией, драгоценным жезлом, заполучить который также не прочь местные бандиты и белые офицеры. В череде головокружительных приключений Ося вынужден учиться у Ибрагима обаятельной лести, деликатному обману, пленительному шантажу и… грубой силе. И все это – будучи влюбленным в самую чистую девушку города! И, кажется, еще в одну – роковую иностранную красотку…  

Так начинает складываться портрет легендарного великого комбинатора и любимца женщин Остапа Бендера-Задунайского.

В ролях: Сергей Безруков, Арам Вардеванян, Юрий Колокольников, Таисия Вилкова, Александр Цекало, Гарик Харламов, Артем Ткаченко, Ольга Сутулова, Никита Кологривый и др.

 «Надо мыслить. Меня, например, кормят идеи…»

Идея снять фильм о молодом Остапе Бендере появилась у продюсеров компании  “Среда” Александра Цекало и Ивана Самохвалова после успеха киносериала «Гоголь». «По следам «Гоголя» мы разумеется, вспомнили про главного авантюриста нашей страны Остапа Бендера, который у нескольких поколений был героем их времени, – рассказывает Иван Самохвалов. – Но так как романы Ильфа и Петрова экранизировали уже не раз, мы решили пойти иным путем и подумали: а что могло происходить в жизни Остапа до сюжета «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка»? Так появилась мысль сделать уникальный приквел историй про Бендера».

«У Александра Цекало не бывает неоригинальных идей. И когда я услышал от него предложение сделать не просто ещё одну экранизацию романов Ильфа и Петрова, а освежить эту историю, придумать некое сочинение о том, откуда взялся Остап Бендер, как складывалась его судьба до всем известных событий, и почему он превратился в того персонажа, которого мы все знаем, мне это показалось очень любопытным, – признаётся режиссёр Игорь Зайцев. – Сам персонаж Остапа Бендера всегда – для любой публики, для любого поколения – стоял особняком. И Бендера играли знаковые для своего времени артисты. Все экранизации были интересны, находили своего зрителя, привлекали своей интригой, иронией, азартом, авантюрой и юмором. И, мне кажется, наша история также наполнена всеми этими элементами и найдёт отклик в сердцах зрителей».

Поскольку Остап всегда охотился за сокровищами, в центре сюжета фильмов о молодом Бендере также находится драгоценный артефакт: жезл графа Румянцева – единственный сохранившийся в государственных музеях России фельдмаршальский жезл. «Все истории, которые есть в фильме, основаны на реальных событиях, но представлены в жанре «что было бы, если»… Что было бы, если бы реальные персонажи, такие как Мишка Япончик или Махно, встретились с Остапом и Ибрагимом и оказались частью придуманных нами фантастическо-исторических приключений, – поясняет креативный продюсер Варя Авдюшко. – Готовясь к съёмкам, мы погружались в документы той эпохи, воспоминания, смотрели фотографии, хроники, изучали легенды и мифы, связанные с реальными историческими персонажами. А потом, основываясь на всём этом, строили свои фантазии и развивали линии героев в нашей истории».

«Командовать парадом буду я

Роль Ибрагима Бендера исполнил Сергей Безруков. «Были и другие претенденты, но на пробах Безруков был лучшим, – признаётся Игорь Зайцев. – Мы с Сергеем хорошо знакомы, работали вместе на сериале «Есенин» и в фильме «Каникулы строгого режима». И я, как режиссёр и как зритель, очень люблю его как артиста. Безруков блистательно умеет перевоплощаться, а в этой истории у него просто фестиваль перевоплощений и преображений. Я получил колоссальное удовольствие от того, что смог ему в этом помочь и принимать участие в этом процессе». «Сергей – фонтан идей и придумок, – подхватывает Варя Авдюшко. – Он досконально разбирался в персонаже, в его мотивации, в его трюках, в том, как бы персонаж себя повел, кем бы притворился, во что переоделся. Это была очень интересная работа».

«Я всю жизнь мечтал сыграть Остапа Бендера. Была даже возможность, но как-то не сложилось, – рассказывает Сергей Безруков. – И когда мне предложили сыграть Ибрагима Бендера, я был очень рад! Ибрагим-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей – авантюрист, мошенник, пройдоха, человек с колоссальнейшим опытом обмана. Отчаянный, безбашенный, яркий персонаж, и всем этим он в себя влюбляет.

«Перечитывать ничего не нужно было, так как все эти книги и экранизации на подкорке. Мой любимый Остап Бендер – это Остап Андрея Александровича Миронова. Он у него такой романтик, импровизатор. Великий Бендер! Притом, что я также люблю Сергея Юрского в этой роли, – продолжает Сергей Безруков. – Но Ибрагима Бендера не играл ещё никто. Я первый исполнитель этой роли, чему очень рад. Счастлив, что меня не нужно ни с кем сравнивать. Здесь мы использовали самые яркие краски, импровизировали, находили с режиссёром совершенно неожиданные стороны для того, чтобы быть другим. С Игорем Зайцевым мы понимаем друг друга с полуслова, мы многое разрабатывали, придумывали, проживали в кадре. И надеюсь, что у нас получилась классная история. А весь наш задор, все импровизации и дурачества (в хорошем смысле этого слова) будут видны на экране».

Бендер: Начало

***

На роль Остапа Задунайского пробовалось в общей сложности более трёхсот актёров, в итоге сыграл его Арам Вардеванян. «Арама я видел первый раз в жизни, и он стал для меня совершеннейшим открытием, – говорит Игорь Зайцев. – Аналогий с теми артистами, которые играли Остапа ранее, мы, конечно, не искали, потому что в этом возрасте его никогда ещё не было. Нашего Остапа мы представляли себе невероятно обаятельным, симпатичным, заводным, немного наивным, но в тоже время с внутренней подвижностью и хитринкой. И всё это нашли в Араме Вардеваняне».

«Перед съёмками я перечитывал книги и пересматривал все фильмы. Для меня самый главный Бендер – Андрей Миронов, и я внутренне пытался чуть-чуть вести своего Остапа в ту сторону, – вспоминает Арам Вардеванян. Игорь настаивал, что Остап – мальчик, которого иногда становится жалко, просил играть более чувствительного героя. А я сопротивлялся, всё не мог понять, как Остап может быть таким. А потом плавно мы превращали Остапа в того самого, которого все знают».

«Сергей Безруков – мастер. До этого я работал только с такими же выпускниками и молодыми ребятами, как я, и тут вдруг основные партнерские сцены с Сергеем Витальевичем, – делится Арам Вардеванян. – В первый же день у нас была сложная эмоциональная сцена. И до того, как начать, Сергей Витальевич разговаривал с детьми по скайпу, они болтали и смеялись. И вот ему нужно идти в кадр, он заканчивает разговор, оборачивается, и его глаза уже полны слёз. То есть человек в секунду переключился и выдал ту эмоцию, которая была необходима для сцены. Я просто не мог поверить, как такое возможно! Я у него очень многому научился. И, как в фильме Ибрагим учит мастерству Остапа, так и Безруков тоже всегда мне помогал и подсказывал».

***

Образ главного злодея – Мишки Япончика на экране воплотил Никита Кологривый. «Никита стал для меня приятным открытием в этой роли. Мне кажется, это очень точное попадание, и он очень мастерски сделал этого персонажа, необычно, неожиданно. Мне бы хотелось, чтобы эта роль стала знаковой для развития его карьеры», – говорит Игорь Зайцев.

«Это мой второй проект с Игорем Зайцевым, первым был «Тобол». Игорь для меня как первый учитель, и я очень благодарен ему за то, что он дал мне возможность сняться в «Бендере», – говорит Никита Кологривый.

«Я служу в театре у Сергея Витальевича Безрукова, поэтому у нас с ним потрясающие отношения. Он большой мастер. Находится с ним на площадке – большая удача, потому что у него можно постоянно учиться, – продолжает Никита Кологривый. – А Юлия Макарова – моя однокурсница. Мы работали вместе на сцене, знаем друг друга, поэтому мне было очень комфортно. Вообще, всё в этом проекте было очень комфортно».

***

Еву Махульску – авантюристку, которая выдаёт себя за польскую княжну, сыграла Таисия Вилкова.

«Я очень обрадовалась, когда мне предложили эту роль, потому что у меня появилась возможность создать образ очень непохожий на те, которые обычно мне достаются в кино. Моя героиня – коварная обольстительница, которая пытается хитростью, лаской и красотой всех очаровать, чтобы достичь своих определённых целей, – говорит Таисия Вилкова – нужно было научиться говорить с польским акцентом, поэтому я занималась с педагогом, чтобы понять, как сделать максимально похожий акцент.

«Работа на этом проекте была сплошным удовольствием. Это очень красивая эпоха, восхитительные костюмы. Все персонажи острохарактерные, поэтому было много пространства для творчества, – признаётся Таисия Вилкова. – Игорь Зайцев – замечательный режиссёр, очень весёлый, очень чуткий. Он много придумывает и всегда идёт навстречу предложениям артистов. С Арамом Вардеваняном нам было очень комфортно работать вместе. У нас одни педагоги по институту, и мы говорим на одном языке. А с Сергеем Витальевичем Безруковым у нас случилась просто мгновенная любовь, с первого взгляда. Он всё время шутил, и эту машину юмора было уже не остановить. И мы старались также всё сделать – играючи и с юмором».

Бендер: Начало

«Нет, это не Рио-де-Жанейро…»

Съёмки фильма проходили в Санкт-Петербурге и его окрестностях, а также в павильонах «Ленфильма», где были построены улочки, дома и подворотни города Солнечноморска, в котором разворачивается часть действия. «Вместо Чёрного моря было Балтийское, вместе теплого песочка – холодные ветра на Финском заливе, – рассказывает Игорь Зайцев. – Но через декорации, через расцветку тканей и какие-то объекты мы попытались создать образ жаркого юга и добавить ощущение тепла в картину, потому что комедия по атмосфере должна быть тёплая. Сложно смеяться, когда тебе холодно».

Своенравная петербургская погода то и дело вносила коррективы в съёмочный процесс. Декорацию рыбацкой деревни, выстроенной на берегу Финского залива, несколько раз затапливало. Во время съёмок сцен в ставке Махно, построенной в заброшенном песчаном карьере, в кадр должен был влетать воздушный шар. «Но погода вдруг изменилась, стал дуть сильный ветер, и шар начал влетать в кадр намного раньше, чем это предполагалось, в тот момент, когда мы снимали совершенно другую сцену, – вспоминает Варя Авдюшко. – И поскольку этот процесс был не очень управляемым из-за ветра, нам пришлось буквально в минуту перестроить ход съёмки, а актёрам на бегу импровизировать, чтобы подстроиться под эту внезапную ситуацию с шаром. Наверное, со стороны съёмки были похожи на какой-то сумасшедший дом, но сцена в итоге получилась очень бодрая и живая».

Какие-то приметы нашего времени создателям картины, конечно, пришлось убирать с помощью компьютерной графики. Но в основном старались воссоздавать эпоху вручную. «Дороги где-то прикрывали искусственной брусчаткой, где-то забрасывали сеном, чтобы не было видно асфальта и разметки. В некоторых местах художники-декораторы строили фальш-стены, чтобы закрыть современные рамы на окнах, – поясняет Варя Авдюшко. – Этот фильм дорог с художественной точки зрения именно тем, что здесь очень много ручной работы, к которой приложена душа в попытке погрузить зрителя в то время».

При этом буквально и документально воссоздать эпоху, 1919 год, задачи не было. «Наверное, это будет поводом меня потроллить, но я всегда говорю, что сложившийся в представлении людей образ всегда сильнее, чем фактологическое изложение времени, – говорит Игорь Зайцев.

«У нас и персонажи так одеты, что, если бы сейчас они прошлись в таком виде по центру Москвы, никто бы не подумал, что это исторический костюм, решили бы, что просто очень модный человек, – добавляет Иван Самохвалов. – Мы не делали документальное кино, мы делали адаптацию той эпохи, которая стала бы близка и понятна современному зрителю».

«Лёд тронулся, господа присяжные заседатели

«На съёмках этого фильма все были заряжены духом авантюризма, который Бендер подарил нашему процессу. Всем хотелось внести свою лепту, предложить идею, придумать какую-то дополнительную краску. Все с большим удовольствием принимали участие, – говорит Варя Авдюшко. – И хочется, чтобы люди вышли из зала такие же заряженные чувством авантюризма, приключений, поверили в то, что всё возможно».

«Бендер» – это чистая комедия, но в то же время, как в любой хорошей истории, здесь есть глубокий смысл. И это то, что сейчас очень нужно зрителю – яркой, насыщенной, безбашенной комедии, которая даёт возможность просто выдохнуть, особенно в наше сложное время, – рассуждает Сергей Безруков. – Безусловно, мы оптимисты и не теряем бодрости духа, но столько сложностей в жизни, что хочется просто пойти в кино и отдохнуть. Мне кажется, «Бендер» как раз для этого. Это очень хорошая пилюля бесконечного счастья, драйва и хорошего настроения».



Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений