Даже мыши попадают в Рай ∞ zeitnotinfo.ru

13 января 2022 года компания Capella Film запускает в прокат анимационный чешский фильм Яна Бубеничека и Денизы Гриммовой «Даже мыши попадают в Рай», мировая премьера которого состоялась в рамках фестиваля анимационных фильмов Annecy International Animation Film Festival.

История о двух смертельных врагах – маленьком мышонке и лисе, которые после несчастного случая оказываются в раю для зверей. Расставшись со своими инстинктами, они становятся лучшими друзьями. Их мечта не разлучаться после возвращения в земной мир сбывается, но мышонок и лис меняются ролями. Кажется, что природа возьмет свое, но благодаря силе дружбы им удается осуществить то, что казалось невозможным.

Кукольное царство. Чешская традиция кукольной мультипликации.

За сотни лет до того, как в западных кинотеатрах зрители впервые познакомились с кукольной анимацией, в Чехии были очень популярны кукольные спектакли, которые обычно показывали в небольших провинциальных театрах. Расцвет этого искусства пришёлся на время, когда Чехия входила в состав Австро-Венгерской империи. Тогда известные кукловоды, например, Йозеф Скупа, воспользовались тем, что политические цензоры не проявляли никакого интереса к кукольному театру – они считали кукольные представления только детским развлечением.  Однако на спектакли, поставленные по произведениям чешского фольклора, дети приходили с родителями, и кукольный театр стал платформой для политических и сатирических выступлений.

Все же, с чешской кукольной анимацией ассоциируется, в первую очередь, Иржи Трнка. После войны вместе с единомышленниками он создал студию в самом центре Праги, и в 1945 году Трнка выступил с необычной новаторской инициативой – на базе своей студии он создал национальную киношколу для разработки методов двухмерной и кукольной анимации.

Вместе с Бретиславом Пояром, своим соратником и преемником, Трнка разработал технику очень плавной мультипликации, которая позволяла выражать эмоции, в основном, с помощью жестов. Хотя мультфильмы часто снимались по классическим детским сказкам, они казались очень современными как по форме, так и по содержанию. Они рассказывали о проблемах современного мира поэтическим и плавным языком мультипликации.

 Развитие рыночной экономики затормозило производство чешских анимационных фильмов примерно на двадцать лет, но знаменитая пражская киношкола FAMU продолжала выпускать новых кинематографистов. И всё больше и больше мультипликаторов идут по стопам великих Трнки, Пояра или Барты.

Среди них – Ян Бубеничек и Дениза Гриммова, режиссеры фильма «Даже мыши попадают в рай». Их кукольный фильм, снятый в лучших традициях чешских мастеров, – это волшебная сказка о животных. В ней много юмора и поэзии. По заветам своих учителей, создатели мультфильма поднимают актуальные вопросы жизни и смерти, дружбы и преодоления страхов и предрассудков.

Создание фантастического мира.

Картина рассказывает историю от лица, казалось бы, полностью несовместимой парочки: мышонка Лиззи и лисенка Белопуза. При жизни эти виды – естественные враги. Но в раю для животных они встречаются и становятся хорошими друзьями. В этом приключении главные герои извлекают важные уроки: нужно преодолеть предрассудки, научиться слушать и учиться ладить с другими.

Мультфильм был создан на основе книги Ивы Прохазковой «Даже мыши попадают в рай». Режиссеры Дениза Гриммова и Ян Бубеничек признаются, что история их привлекла по двум причинам. Во-первых, она очень эмоциональна и точна, а во-вторых, она отвечает на вопросы, которые задают их собственные дети:

«В три года наш ребенок спросил: «Мама, а ты умрешь?». Ответить было нелегко. Мы понимали – всё, что мы скажем, закрепится в их умах, возможно, на всю жизнь. Это большая ответственность. Мы не можем просто озвучить очевидный факт, что однажды жизнь просто подходит к концу, и после этого больше ничего не будет. Такой ответ может породить страх смерти, страх перед небытием, привести к чувству бессмысленности и отказу от ответственности за свою жизнь», – делится воспоминаниями Гриммова.

Книга Ивы Прохазковой обращается к детям очень естественно, мягко, но прямо. Он говорит о параллельном мире, который является только началом или, скорее, этапом перед началом новой жизни на Земле. Горе скрашивается надеждой и радостью, философские вопросы о бытии и небытии сменяются поиском смелости для преодоления страхов.

«В западных странах не принято говорить о смерти, и этот страх передаётся из поколения в поколение. Мы не говорим свободно о смерти и считаем ее признаком бренности человеческого бытия, тогда как на самом деле это всего лишь часть жизненного цикла», – комментирует Бубеничек.

«Мы надеемся, что этот фильм с его легким, веселым и заведомо наивным сюжетом поможет детям и родителям вместе найти ответы на очень сложные вопросы. Или, по крайней мере, он сделает эти вопросы темой для важного разговора», – Ян Бубеничек.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений