Фиделио Бетховена в Мариинском театре ∞ zeitnotinfo.ru

16 июля, впервые в новейшей истории Мариинского театра прозвучит «Фиделио» —  единственная опера Бетховена. Сочинение в концертном исполнении, как сообщили в службе Мариинского театра, представят солисты оперы, Камерный хор и Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением прославленного немецкого дирижера Юстуса Франтца.

Мировая премьера «Фиделио» состоялась 20 ноября 1805 года в венском Театре ан дер Вин во времена французской оккупации. Успеха опера не имела — публика, наполеоновские офицеры, сочинение не поняли. Композитор несколько раз перерабатывал партитуру, написал четыре различные увертюры, но «Фиделио» словно было предрешено остаться оперой со сложной сценической судьбой.

На смертном одре Бетховен даже сказал: «Из всех моих детищ это произведение стоило мне при его рождении наибольших мук, позже доставило наибольшие огорчения и поэтому оно мне дороже всех других».

Петербургская премьера «Фиделио» состоялась еще при жизни Бетховена, в 1818 году, на языке оригинала — немецком. В Мариинском театре опера впервые прозвучала в 1905 году — на русском языке, в переводе петербурженки Ольги Лепко.

Первоначально опера «Фиделио» называлась «Леонора, или супружеская любовь». В ее основу положен подлинный эпизод вызволения отважной женщиной мужа из тюрьмы. Сочинение написано в традициях французской «оперы ужасов и спасения», там царит мрачная романтика подземелий, столь популярная в революционную эпоху. Но если в «опере спасения» благородного героя либо вызволяют из заточения не менее благородные друзья, либо он спасает возлюбленную, то у Бетховена все наоборот: героиня больше не беспомощная жертва, она переодевается в мужское платье и освобождает героя-страдальца — вся система оперных амплуа приходит в движение. Бетховен создал образ сильной, борющейся и побеждающей женщины, отразив тему героической борьбы во имя свободы.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений