23 февраля в 14:30 на Первом канале фильм о Георгии Юматове «Амнистия для героя»
Кумир советских зрителей – всех, независимо от возраста и пола, – красавец с неотразимым природным обаянием, Георгий Юматов обладал трудным, порой, невыносимым характером и… талантом, за который ему прощалось всё. И многодневные кутежи, и неконтролируемые вспышки гнева. Этот внутренний нерв позволял ему создавать глубокие и сильные образы в кино. Такие, как Венька Малышев из фильма «Жестокость», Николай Хромов, шофёр в картине «Порожний рейс», и конечно же Алексей Трофимов из культового фильма «Офицеры».
Неистовый, взрывной темперамент был проклятием его жизни. Чуть что не так – желваки начинали ходить, кровь закипала… Бушующий Юматов был неукротим. И только маленькая женщина с детскими ямочками на щеках и цепким, властным взглядом – его жена, актриса Муза Крепкогорская, имела над ним магическую власть. «Роковая муза» Юматова. Чтобы актёр не сорвался, в каждом фильме, где он снимался, его жене давали небольшую роль. Иногда её специально придумывали. Можно взять любой из 18 фильмов, где Юматов играет главную роль, всегда в титрах среди множества фамилий будет стоять М. Крепкогорская.
Отношения Юматова с женой определили его счастливую судьбу артиста и трагическую судьбу человека. Мы впервые покажем, каким разным – и созидающим, и разрушающим – было для него это чувство. Доказательствами наших выводов послужат совместное интервью Георгия и Музы, взятое незадолго до кончины актёра, фрагменты домашнего видео, ярко демонстрирующие отношения этой пары, свидетельства друзей Юматова, хорошо знавших его семью. Впервые в качестве близкого Юматову человека, посвящённого в его личные тайны, предстаёт в фильме известный художник Никас Сафронов. Неожиданными наблюдениями об отношении актёра к жене делятся близкие люди – родные Юматова и Крепкогорской, которые впервые решились на интервью перед камерой.
Георгий обожал собак, а Муза – кошек. Они и жили как кошка с собакой, ссорясь и тщательно охраняя личную территорию. Абсолютно разные. Он из обычной рабочей семьи, она – дворянской крови. Он не получил актёрского образования. Она – сталинская стипендиатка ВГИКА, училась у знаменитого кинорежиссёра Сергея Герасимова. Ему было чуждо стремление к жизненным благам, она тянулась к роскоши. Он предпочел бы оставаться в тени, она всегда хотела быть на виду и сиять как можно ярче. И самое главное, определившее, во многом, жизненный финал актёра: он жил с нерастраченным отцовским чувством. А она не хотела детей.
Главной трагедией в жизни Георгия Юматова стало убийство. Никто не мог поверить, что Юматов это сделал. Но он с упорством, о чём свидетельствуют первые допросы, брал вину на себя. Сохранились показания, где Юматов подробно рассказывает, как умерла любимая собака Фрося, как он попросил дворника помочь ему её похоронить, а потом пригласил в дом. Как после изрядной выпивки он увидел дворника, поднявшего руку на его жену. И убил его. «И если бы такое случилось ещё раз – ещё раз убил бы».
Уже потом, когда Никас Сафронов подключил к делу своего адвоката Бориса Кузнецова, история смертельного выстрела приобрела совсем другую окраску. Дворник, оказывается, оскорбил не жену, а фронтовую память актёра. Завязалась драка. Обидчик кинул в Юматова нож. А тот схватился за ружьё, не зная, что оно заряжено. Он защищался. Это был случайный выстрел. Юматова, обвиненного в непредумышленном убийстве, через два месяца отпустили по амнистии. Страна праздновала 50-летие Победы, а он был фронтовиком.
В том страшном эпизоде главная роль, как всегда, была отведена Юматову. Хотя в интервью самого близкого Юматову и Крепкогорской человека, Виктора Мережко, проскальзывает её роль. Он говорит: «Я знаю, в чём разгадка этой загадки. Муза мне говорила». Были и те, кто, отказываясь подтвердить свои слова на камеру, за кадром говорили: «Скорее, это она могла выстрелить. А он – взять её вину на себя».
В ходе съёмок мы побывали там, где проходили важнейшие события жизни Георгия Юматова. Это московская объединенная школа Военно-морского флота, откуда в декабре 1943 года курсант-сигнальщик Юматов был отправлен на фронт. Центральный Московский ипподром, где в 1945 – 1946 годах Юматов оттачивал мастерство наездника. Театр-студия киноактера. Именно здесь начинающий актер Юматов впервые увидел весёлую хохотушку Музу, в кудряшках, с ямочками на щеках. Для него это была любовь с первого взгляда. До самой смерти Юматов оберегал свою «Музочку», она была для него не только обожаемой женщиной, но и единственным любимым ребёнком, ради которого он готов был и жить, и умереть.
В фильме приняли участие:
- Елена Крепкогорская, племянница Музы Крепкогорской, жены Г.Юматова.
- Марина Копшева, племянница Георгия Юматова
- Виктор Мережко, сценарист.
- Василий Лановой, народный артист СССР.
- Алина Покровская, народная артистка РСФСР.
- Инна Макарова, народная артистка СССР.
- Александр Нилин, журналист, приятель Георгия Юматова
- Вадим Андреев, актер.
- Никас Сафронов, художник, друг семьи.