Идиот Владислава Наставшева ∞ zeitnotinfo.ru

4 и 5 марта в 19:00 на исторической сцене Театра имени Евгения Вахтангова состоится премьера спектакля по роману Ф.М. Достоевского «Идиот» в постановке Владислава Наставшева.

Это вторая вахтанговская работа Наставшева.Его первый спектакль –«Повесть о Сонечке» по повести Марины Цветаевой – был выпущен в декабре 2023 года на Новой сцене и отмечен премией «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссура».

«Это моё третье обращение к роману «Идиот». Я репетировал роль князя Мышкина, когда учился на актёрском факультете ЛГИТМИКа. Потом,10 лет назад,поставил «Идиота» в Риге. Странное, мистическое совпадение – в ЛГИТМИКе мы готовили самостоятельные постановки «Мадемуазель Нитуш» и «Идиот». А спустя много лет я оказался в Театре Вахтангова, где с успехом идёт «Мадемуазель Нитуш», а я обратился к «Идиоту», – рассказывает режиссёр.

Над выпуском спектакля вместе с режиссёром работали: сценография – Владислав Наставшев и Валерия Барсукова, художник по костюмам – Майя Майер, художник по свету – Руслан Майоров, видеохудожник – Ася Мухина, художник-гримёр – заслуженный работник культуры России Ольга Калявина, музыкальное оформление – Владислав Наставшев и Иван Лубенников, звукорежиссёр – Всеволод Семёнов, помощники режиссёра – Наталья Меньшикова, Кристина Миронова.

Роли исполняют: Константин Белошапка (Князь Мышкин), заслуженная артистка России Анна Дубровская (Настасья Филипповна), Павел Юдин (Парфён Рогожин), Полина Рафеева (Аглая Епанчина).

Спектакль «Идиот» Владислава Наставшева станет вторым воплощением великого романа Достоевского на Вахтанговской сцене. Первой постановкой «Идиота» был спектакль А.И. Ремизовойв инсценировке Ю.К. Олеши, сделанной по заказу Театра, его премьера с блистательным актёрским составом(Юлия Борисова – Настасья Филипповна, Николай Гриценко – князь Мышкин, Михаил Ульянов – Рогожин, Людмила Целиковская – Аглая)состоялась в 1958 году. Юлия Константиновна Борисова сыграла театральную премьеру вскоре после съёмок в фильме Ивана Пырьева «Идиот», где она тоже сыграла Настасью Филипповну.

Образ Настасьи Филипповны в разные годы и в разных постановках исполняли четыре актрисы Вахтанговской труппы: Юлия Борисова, Людмила Максакова (телеспектакль, 1979 г.), Лидия Вележева (телесериал, 2003 г.), а ныне – Анна Дубровская.

В Театре Вахтангова к произведениям Ф.М. Достоевского обращались 6 раз. В 2000 году Владимир Иванов поставил «Дядюшкин сон» с Владимиром Этушем, Марией Ароновой, Анной Дубровской и Олегом Макаровым в главных ролях. В 2011 году состоялась премьера спектакля Римаса Туминаса «Пристань», в котором одним из отрывков был «Игрок» с Людмилой Максаковой в роли Бабуленьки. В 2012 году Юрий Любимов поставил «Бесов» – свой последний спектакль на драматической сцене. В 2017 г. в «Студии» появился спектакль выпускников-щукинцев «Чужая жена и муж под кроватью» режиссёра Екатерины Зонненштраль. В 2019-2020 гг. на Симоновской сцене играли дипломный спектакль Театрального института имени Б.В. Щукина «Преступление и наказание» в постановке Елены Ласкавой. 7-м обращением к творчеству великого русского писателя станет «Идиот» в постановке Владислава Наставшева.

Из беседы Дмитрия Трубочкина с Владиславом Наставшевым: «Интересно задуматься о том, кто в «Идиоте» главный герой. С одной стороны, конечно, князь Мышкин. Он резко отличается от других действующих лиц. Мышкин – человек «извне», он приезжает в Россию из Швейцарии, где прожил долгое время. Поэтому он способен взглянуть на Россию не только «изнутри» как русский человек, но и с позиции другой культуры. Достоевский ведь и сам писал «Идиота», находясь за границей. Мышкин – не такой, как все, еще и потому, что он болен; его взгляд на действительность поневоле отличается от взгляда окружающих его здоровых, или «нормальных» людей.

С другой стороны, князь Мышкин – не только действующее лицо. Он – еще и зритель разворачивающейся перед ним драмы, в которой другие герои – актеры. Играя свои роли, они втягивают Мышкина в свое действие, и он становится «идиотом» в том смысле, что перестает отличать правду от вымысла, свою правду – от чужой игры.

Романы Достоевского верно называют «полифоничными». Это значит, что каждый из героев претендует на обладание некой конечной правдой. В столкновении разных правд рождается новая реальность, в которой с равной силой звучат разные голоса. В этом смысле все герои «Идиота» – авторы сюжета; все герои главные, они даже спорят за авторство своей истории. Поэтому в романе невозможно определить одну правду – «главную» для всех.

В этом хоре голосов Достоевский стремится услышать и предугадать будущие судьбы своей страны и ее людей. «Идиот» – это, конечно, роман о России».


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений