Искушение Пола Верховена ∞ zeitnotinfo.ru

7 октября компания Capella Film под названием «Искушение» выпустит в российский прокат новую картину Пола Верховена «Benedetta», премьера которой состоялась в конкурсной программе 74-ого Каннского кинофестиваля, проходившемкоторый проходит с 6 по 17 июля 2021 года.

Главные роли сыграли звезды мирового кинематографа: Виржини Эфира («Счастливо оставаться», «В постели с Викторией»), Ламбер Вильсон («Матрица», «Генерал Де Голль», а также лауреат Берлинского фестиваля, Европейской киноакадемии, премии «Сезар» и номинант на премию «Оскар» Шарлотта Рэмплинг («45 лет», «Ханна», «Герцогиня», «Вердикт») и другие.

Италия эпохи Возрождения. Место, где великая красота хладела в руках инквизиторов. Терзаемая эротическими видениями монахиня Бенедетта Карлини влюбляется в новую послушницу, пылкую и безрассудную. Вскоре об их запретной страсти узнают за пределами монастыря.

«Искушение» — эротическая драма, рассказывающая реальную историю настоятельницы итальянского монастыря Бенедетты Карлини, которую некоторое время считали прорицательницей. В 23 года она получила пост настоятельницы монастыря, заявляя о своем бракосочетании с Богом. Но с детства ее преследуют религиозные и эротические видения, и вскоре она влюбляется в одну из сестер-монахинь, что приводит к суду и обвинениям в плотских наслаждениях.

Пол Верховен и сценарист Дэвид Бирк написали сценарий, основываясь на книге историка и специалиста в области итальянского Возрождения Джудит С. Браун. Профессор случайно наткнулась на эту историю, исследуя другой проект в исторических архивах во Флоренции, открыв коробку и увидев протокол судебного процесса над Бенедеттой в начале 17 века. Браун была настолько впечатлена и заинтригована, что решила дальше исследовать эту историю. Она нашла несколько источников-транскриптов серии допросов, проводимых с 1619 по 1623 год, что является редчайшим документом, так как, в истории христианства не было других известных судебных процессов, связанных с этим.

После издания книги, она попала к Полу Верховену и, признанию самого классика, он был поражен этой историей в целом, и не менее поражен тем, насколько точно суд того времени описывает сексуальность.

«В первоначальном документе секретарь суда был так шокирован сексуальными подробностями, описанными Бартоломеей, о которых он с трудом мог написать! Он оставлял пробелы, вычеркивал слова, переписывал их… Бартоломея была очень откровенна в своем рассказе о сексе с Бенедеттой, подробно описывая все интимные детали их связи. Это действительно очень интересно в разрезе исторического документа!», — делится первыми впечатлениями режиссер.

Еще с 70-х годов прошлого столетия голландец Пол Верховен исследует тему эротики в своем творчестве. На протяжении всей своей карьеры режиссер скандальным образом показывает секс как нечто фундаментальное для человеческого опыта.  По признанию самого маэстро, в «Искушении» его привлекла смелость и уникальность истории, а также сочетание христианства и лесбийской сексуальности. Кроме того, Пол Верховен всегда был заинтересован личностью Иисуса, и даже написал о нем книгу. Этот фильм показывает как его интерес, так и его сомнения в религиозных реалиях.

Но Бенедетта Карлини мотивировала режиссера еще и сильным женским характером, так как речь идет о женщине, которая получила реальную власть в 17 веке — как в своем монастыре, так и в ее городе.

«Она достигла вершин власти благодаря ее таланту, видениям, манипуляциям, лжи и творчеству. Какими бы ни были средства, ей это удалось в обществе и эпоху, в которых полностью доминировали мужчины. В то время женщины ничего не значили, кроме мужского сексуального удовлетворения и материнства. Они не занимали никаких властных постов», — комментирует Верховен.

Также Верховену было важно раскрыть тему лицемерия и коррупции через нунция (Ламбер Вильсон) и Фелисию (Шарлотта Рэмплинг), стоящие во главе религиозной власти.

«Прежде всего, они – политики, которые уважают существующие структуры власти, потому что это в их интересах. В принципе, ни один из этих персонажей не вызывает полного сочувствия. Но если вы понаблюдаете за поведением современных политиков, они тоже не всегда очень симпатичны», — иронизирует режиссёр.

Верховен показывает конфликт между верой человека и духовенством как компонентом системы власти, так как, эта тема является неотъемлемой частью жизни монахини и всех персонажей картины. Фильм не дает ответ на вопрос, кем на самом деле была Бенедетта Карлини — религиозным мистиком или тактическим манипулятором. Режиссер показывает, что в ней было немного и того, и другого: «Осознает ли она свои манипуляции? Манипулирует ли она добросовестно или недобросовестно? Обе интерпретации являются верными. Я думаю, что в жизни существует множество способов видения вещей, и у всех нас есть свои собственные субъективные истины. Вот почему я не хочу говорить зрителям, что Бенедетта определенно мистик или явно лжец. Но мне хотелось показать ее двойственную природу как верующего и как политика».

О съемках.

В своей работе Пол Верховен и оператор Жанна Лапуари опирались на художественную постановку классиков мирового кинематографа – Сергея Эйзенштейна, Стэнли Кубрика, Игмара Бергмана и других.

«Жанна Лапуари проделала фантастическую работу. У «Барри Линдона» мы подсмотрели освещение свечами, которых было так много, что вы едва могли разглядеть персонажей. Мы были в гораздо лучшем положении, чем Кубрик, благодаря огромным возможностям цифровых технологий. Мы действительно могли бы осветить сцену одной свечой. Поэтому освещение в фильме в основном естественное, будь то свеча или окно в монастыре. И все это было снято ручной камерой!

Также я посоветовал Жанне посмотреть «Ивана Грозного», потому что он был снят с аналогичным подходом, когда две камеры были расположены близко друг к другу. Что касается сцен чумы, то на меня повлиял Бергман и его «Седьмая печать». Даже песню «Dies irae» мы взяли оттуда, в аранжировке Эрика Нордгрена, который написал музыку для большинства фильмов Бергмана.

Композитор Энн Дадли создала оригинальную партитуру к «Искушению», она также работала над фильмами «Она» и «Черная книга» Пола Верховена. Готовясь к новой картине, они много встречались и обсуждали лейтмотив, искали музыку с религиозной тональностью, опираясь на Стравинского или польского композитора Кароля Шимановского, а также обращаясь к средневековой музыке Хильдегарды фон Блинген 11 века.

«Я снимал этот фильм не с целью нападок на католическую религию или какую-либо другую систему убеждений. Тем не менее, я верю, что мы, люди, по сути, животные, у которых есть инстинкты. Люди были приматами. Адам и Ева, яблоко, змея, древо познания добра и зла — ничего этого никогда не существовало! Я думаю, что знания и обучение — это хорошие вещи. Наука говорит правду, легенды рассказывают истории. Вот как я это вижу. Я показываю, что запрещает религия, особенно в отношении секса, но я с этим не согласен». — Пол Верховен.



Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений