10 июня в Третьяковской галерее на Крымском Валу (Крымский Вал, 10, залы 60–62) открылась масштабная монографическая выставка, посвященная 225-летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова (1799–1852) — одного из крупнейших мастеров русского искусства первой половины XIX века. Выставка, которую. однозначно пропустить нельзя, и которая может претендовать на «Выставку года».
На выставке, реализованной при поддержке генерального партнера Сбера, собрано более 170 произведений, включая живопись, графику и скульптуру из российских музеев, частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы, а также из Национальной галереи Армении. Центральные экспонаты выставки — знаменитое полотно «Последний день Помпеи» (1833) из коллекции Государственного Русского музея, впервые за четверть века представленное в Москве, и монументальное историческое произведение «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839–1843) из собрания Государственной Третьяковской галереи.
В рамках проекта, продолжающего традиции предыдущих выставок мастера в Третьяковской галерее (1950, 2000–2001, 2018), зрители смогут взглянуть на наследие Брюллова по-новому — через призму влияния «гения места» на его творчество. Экспозиция показывает, как география, уникальная атмосфера Рима, Москвы и Петербурга, а также их культурный контекст сформировали художественный мир мастера. Отличительной чертой проекта станет раздел «Мастер неоконченной картины», где этюды и эскизы будут демонстрироваться рядом с незавершенными произведениями. Этот подход позволит приобщиться к уникальной творческой лаборатории маэстро, ставшего ориентиром целой эпохи.
Карл Брюллов, еще при жизни удостоенный титула «великий», традиционно считается основоположником итальянского жанра в русском искусстве. Значительную часть жизни он провел в Италии, которая во многом определила его судьбу как человека и художника. Этому периоду посвящен первый раздел выставки — «Рим». Именно здесь представлена знаменитая картина «Последний день Помпеи», созданная во время пенсионерской поездки в Италию (1823–1835), принесшая художнику славу за рубежом и на родине. Для работы над полотном Брюллов провел серьезную подготовку: изучал археологические находки в Помпеях, посещал раскопки, делал многочисленные наброски, точно следуя оригинальному ландшафту. В этот же период он создавал свои знаменитые жанровые сцены, сочетающие романтическую идеализацию с тонкой наблюдательностью, а также портреты итальянской интеллигенции, художников, скульпторов, писателей, отдыхавших в Италии членов императорской семьи и русской знати. На выставке можно увидеть первое приобретение Павла Михайловича Третьякова авторства Брюллова — «Портрет Микеланджело Ланчи» (1851). По просьбе коллекционера этот шедевр был куплен в 1860 году в Риме архитектором А.С. Каминским у племянницы археолога. Это произведение стало одним из последних шедевров художника.
Следующий раздел выставки — «Москва» — посвящен другому важному городу в жизни Брюллова. Непродолжительное пребывание художника в Москве с января по май 1836 годабыло насыщено творческими и светскими встречами, оставившими заметный след в культурной жизни города. Он был тепло принят московской элитой, включая генерал-губернатора князя Д.В. Голицына, а также общался с видными деятелями искусства: скульптором И.П. Витали, архитектором Е.Д. Тюриным и живописцем В.А. Тропининым, которому согласился позировать, несмотря на свою избирательность в этом вопросе. В Москве Брюллов создал ряд портретов, картину «Гадающая Светлана», а также работал над историческим полотном «Нашествие Гензериха на Рим», которое высоко оценил А.С. Пушкин. Знакомство с поэтом, состоявшееся незадолго до отъезда Брюллова, стало одним из значимых событий этого периода: Пушкин восхищался талантом художника и даже надеялся заказать ему портрет своей супруги.
Отъезд Брюллова в Петербург в мае 1836 года завершил его московский этап, оставив после себя не только примечательные работы, но и яркие свидетельства творческого взаимодействия с местной художественной средой.
Завершающий раздел — «Петербург» — о городе, который стал отправной точкой карьеры Брюллова и местом реализации некоторых его поздних работ. Именно здесь, в стенах Императорской Академии художеств, раскрылся его талант: будучи студентом, он не раз удостаивался высших наград, включая золотые медали за академические работы. Среди экспонатов выставки — ранняя композиция «Нарцисс, смотрящийся в воду» (1819), первая живописная работа мастера, созданная в годы обучения. В этом же разделе представлено монументальное полотно «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839–1843), написанное уже в зрелые годы. Картина, заказанная Николаем I, отражает интерес Брюллова к русской истории и его стремление к масштабным историческим полотнам.
Несмотря на незавершенность, работа впечатляет динамикой батальных сцен и тщательной проработкой деталей, демонстрируя эволюцию мастерства художника. Поздний петербургский период стал временем расцвета портретного искусства Брюллова: созданные в эти годы образы современников, включая представителей высшего света и творческой элиты, отличаются глубиной психологизма и виртуозной техникой, подчеркивая статус художника как одного из величайших портретистов своей эпохи.
Специальный раздел экспозиции посвящен росписям Исаакиевского собора. Брюллов внес весомый вклад в создание нового религиозного искусства, которое к началу XIX века лишилось строгого канонического характера и обратилось к художественным приемам, схемам и сюжетам повествовательной исторической живописи.
На выставке будут представлены технологии искусственного интеллекта Сбера, позволяющие посетителям дополнить восприятие искусства новыми впечатлениями.
Выставка сопровождается изданием фундаментального каталога, включающего новейшие исследования творчества Брюллова, а также образовательной программой с циклом лекций и тематических экскурсий. В рамках выставки запланированы специальные мероприятия, включая научную конференцию с участием ведущих исследователей творчества Брюллова и демонстрацию документальных фильмов, посвященных эпохе художника.