Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия
Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия

2 февраля в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка “Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия”

Константин Кузнецов (1863–1936), выходец из богатой нижегородской купеческой семьи практически неизвестен в России. В 33 года он решил, что будет художником и после своего отъезда в Париж в 1896 году на родину больше не вернулся, хотя до конца своих дней не менял гражданства. Выставка К.Кузнецова – это открытие нового имени для русской публики, первая в России масштабная экспозиция произведений «русского парижанина», единственного из отечественных живописцев, кто органично влился в традицию французского импрессионизма и постимпрессионизма.

Выставка Константина Кузнецова (1863–1936) в Третьяковской галерее — это открытие нового имени для русской публики, первая в России масштабная экспозиция произведений «русского парижанина», единственного из отечественных живописцев, кто органично влился в традицию французского импрессионизма и постимпрессионизма. Французские критики, оценивая его творчество, называли живописца «последним рыцарем импрессионизма»: от этого направления в его творчестве остались пленэризм, спонтанность, чувственность восприятия, стремление к передаче неповторимости момента.

Константин Кузнецов практически неизвестен в России. Он родился в 1863 году в Нижегородской губернии в семье состоятельного купца, участвовал в делах семейного предприятия, но в 33 года решил, что станет художником. В 1896-м он уехал в Париж и на родину больше не возвращался, хотя до конца жизни не менял гражданства. Кузнецов учился в студии французского академика Фернана Кормона, где прошел основательную школу академического рисунка, которая заложила фундамент для его дальнейших живописных опытов.

В Париже Константин Кузнецов стал постоянным участником знаменитых выставок: Салона Национального общества изящных искусств, Осеннего салона и Салона независимых. Его картины выставлялись в России и за рубежом в экспозициях наряду с произведениями Анри Матисса, Виктора Борисова-Мусатова, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Пьера Боннара, Мориса Дени. Ряд произведений Кузнецова хранится в собраниях Музея Орсе и Музея Карнавале в Париже, музея изящных искусств Понт-Авена, Музея Эжена Будена в Онфлёре, Музея изящных искусств Кемпера, Муниципальном музее Гааги, Государственного Русского музея.

Ретроспективу Кузнецова в Третьяковской галерее удалось собрать благодаря необычной судьбе художника. Переехав во Францию, Кузнецов долгое время располагал средствами, которые позволяли ему не продавать работы. Он предпочитал не сотрудничать с галеристами и, по воспоминаниям дочери, даже отказался заключить контракт с прославленным Амбруазом Волларом. Когда Константин Павлович в 1936 году ушел из жизни, почти все его полотна сохранились в парижской мастерской на улице Буассонад. Они пролежали более 100 лет в ожидании своего часа, бережно передаваемые из поколения в поколение потомками живописца. Несколько лет назад российские специалисты проводили архивные и искусствоведческие исследования и познакомились с правнучками художника. В их апартаментах они обнаружили масштабное собрание работ Кузнецова, которое в настоящее время представлено на выставке в Третьяковской галерее. Зрители в России увидят картины мастера впервые, ведь в последний раз его произведения были показаны в Москве в 1909 году.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений