15 июля в Вологодском государственном музее-заповеднике откроется выставка «Кружево большой страны», на которой будет представлено 86 предметов из коллекции Русского музея. Экспозиция продемонстрирует произведения, созданные известными центрами и школами кружевоплетения XVIII — ХХ века. Некоторые экспонаты зрители увидят впервые – они никогда ранее не покидали фондов музея. Выставка продемонстрирует разнообразие художественных традиций кружева, которое служило представителям разных сословий: украшало интерьер, дополняло модные и традиционные наряды, присутствовало в богослужебных предметах. Будут показаны и кружевные изделия советского времени, выполненные для крупных художественных выставок – от юбилея Иосифа Сталина до «Советской России», которая проходила каждые 5 лет и открывалась к очередному съезду КПСС.
Русский музей обладает одной из самых крупных в России коллекций кружева, представляющей огромную ценность по ее составу, истории формирования и художественной значимости. Особое место в собрании занимает знаменитое вологодское кружево – стильное, отражающее время и личности художников, которые внесли свой вклад в историю русского кружевоплетения. Не менее ценной и интересной считается коллекция кружева Вологодского государственного музея-заповедника. Эти музеи связывает давнее и плодотворное сотрудничество – например, в 1998 году была проведена совместная экспозиция «Вологодское кружево». Также Русский музей неоднократно принимал участие в выставках вологодского Музея кружева.
На выставке, которая охватит три века кружевоплетения, особое место отведено русскому традиционному костюму: яркие рязанские наряды с цветным кружевом, уникальные воронежские костюмы, в которых рукава рубах украшены черной миниатюрной вышивкой и численным кружевом – «фарботами», на манер михайловского кружева, а также наряды Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Частью богатого городского женского наряда конца XVIII- начала XIX века был уникальный предмет, не имеющий аналогов в других музеях – головное полотенце с кружевным узором из двуглавых орлов на концах.
Золотным кружевом нередко украшали и богослужебные облачения и предметы. Так, фелонь с вышивкой и кружевом когда-то находилась в огромной коллекции Натальи Леонидовны Шабельской. Из собрания Софьи Александровны Давыдовой, осуществившей в 1880-х гг. первое исследование отечественного кружевоплетения, поступили редчайшие образцы кружева.
Раздел выставки посвящен важнейшей части свадебного убранства – подзорам (краям свадебной простыни), украшенным в соответствии с местной традицией. Особую гордость коллекции Русского музея составляют и кружевные концы полотенец конца XVIII – начала XIX веков, в том числе уникальные изделия из города Галича. Огромные покрывала с накидками для подушек, созданные во второй половине XIX века в разных центрах, также можно будет увидеть на выставке. Они говорят об огромных масштабах кружевного производства в России в это время: тысячи кружевниц работали в Вологде, Балахне, Ельце, Белеве …
На экспозиции будут представлены предметы, созданные в кружевных школах России, процесс формирования которых начался в 1880-х гг. Высокий профессионализм выполнения, красота и выразительность узоров отличают работу учащихся кружевной школы в Рождествено Царскосельского уезда Петербургской губернии. Ученицы этой школы Бежанская и Реброва выплели детское платье всего за 50 дней – удивляет трудолюбие юных кружевниц. Привлекают внимание и созданные в кружевной школе слободы Кукарка Вятской губернии воротнички, салфетки, оплеты носовых платков, которые восхищают своеобразием орнамента и тонкостью плетения.
Работы вологодских мастеров XIX -XX веков обширно представлены на выставке. Особенно интересны произведения выдающейся кружевницы Софии Брянцевой, обучившей кружевоплетению около 800 местных жительниц. Кружева в исполнении Брянцевой отличаются особым стилем и изяществом – они сделаны из черного шелка и дополнены мотивами из цветных ярких нитей. На концах галстука в овалах помещены приземистые женские фигурки в широких юбках, возможно, скопированные с народной вышивки на концах полотенец.
В начале ХХ века в Рязанской губернии, в Скопинском уезде, кружевную школу открыла Екатерина Николаевна Половцова – известный деятель кустарных промыслов. Необычная круглая салфетка одной из кружевниц ее школы с узором, который воспроизводил орнамент византийских тканей, найденных в гробнице князя Андрея Боголюбского, также будет показана на экспозиции.
Профессиональные школы и училища в ХХ веке подготовили для советских кружевных промыслов тысячи кружевниц. На выставку «Кружево большой страны» отправится редкое изделие работы учеников Учебного комбината промкооперации им. Молотова в Ленинграде, а также композиции, созданные в Вологодской профтехшколе, которая славилась умением отражать в кружеве важные события современности. Например, учащаяся этой школы Ия Афиногенова выполнила в конце 1930-х гг. занавес с изображением Московского Кремля, его стен и башен, на фоне лучей солнца.
В каждом кружевном центре советского периода были выдающиеся художники. Советское время отмечено деятельностью крупных коллективов мастеров плетения в Вологде, Кирове и г. Советск (бывшая Кукарка), в Ельце, Ленинградской и Рязанской областях. Экспозиция включит и огромный занавес Зои Вараксиной «Дымковская игрушка» (1967) – выдающийся пример того, как сюжеты известного на вятской земле игрушечного промысла нашли отражение в кружеве.
Последняя часть выставки посвящена кружеву конца ХХ века. Будут представлены скатерти и панно 1980-х гг.– огромные многодельные выставочные изделия, над которыми работали целые бригады кружевниц. Такие панно готовили к крупным выставкам, и их темы часто звучали торжественно и пафосно.