Лики модерна в Инженерном корпусе Третьяковской галереи ∞ zeitnotinfo.ru

C 15 апреля по 14 августа 2022  в Инженерном корпусе Третьяковской галереи пройдет выставка «Лики модерна».

Новый выставочный проект Третьяковской галереи раскрывает грани искусства русского модерна, расцвет которого пришелся на рубеж XIX–XX веков. Экспозиция логически продолжает недавно завершившуюся выставку «Русский модерн: на пути к синтезу искусств», проходившую в зале Врубеля в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. Зрители смогут увидеть полюбившиеся произведения талантливых мастеров начала прошлого столетия: Н.А. Андреева, К.Ф. Богаевского, Ф.В. Боткина, И.И. Бродского, А.Я. Головина, А.С. Голубкиной, В.И. Денисова, О.Л. ДеллаВос-Кардовской, С.Т. Конёнкова, А.И. Савинова, Н.П. Ульянова.

Расцвет русского модерна пришелся на период между 1896 и 1914 годами. В это время, по словам Андрея Белого, происходит «пересоздание жизни»: художники с увлечением творят мир вымысла, грез, объединяя реальность с собственными фантазиями, пересматривают эстетические ценности Античности, Ренессанса, классицизма, национального фольклора, наполняя их новым, современным содержанием. Восприятие окружающего мира через исторические аллюзии прошлого пронизано восторгом и упоением перед природой, музыкой, поэзией, театром. Вслед за Александром Блоком, Валерием Брюсовым, Андреем Белым художники, создавая свои произведения, ориентируются на духовный опыт человечества в самом широком смысле и соотносят образы прежних веков с современностью.

Интернациональный стиль модерн явственнее всего проявился в архитектуре и декоративноприкладном искусстве, в живописи — в особом жанре картины-панно, в скульптуре – в использовании новых материалов: дерева, гипса, терракоты, майолики. Особенно ярко модерн отразился в графических искусствах – афише и рекламном плакате, в условных формах которых обнаруживаются самые характерные черты нового стиля: гибкость линий, тяготение к узорам и декоративности, широкое использование фольклорных и исторических мотивов. Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, С.Ю. Судейкин и многие другие крупные, именитые художники привнесли в художественный язык плаката приемы станковой живописи, графики и театрально-декорационного искусства. Планомерное формирование массового вкуса осуществлялось через иллюстрации и приложения крупнейшего в России журнала «Нива», с которым сотрудничали И.С. Горюшкин-Сорокопудов, Д.Н. Кардовский, Е.П. Самокиш-Судковская и другие авторы.

Афиши выставок, поэтических и музыкальных вечеров, театральных спектаклей и постановок кабаре сохраняют ауру насыщенной событиями и динамичной городской жизни «прекрасной эпохи». Представленные на выставке произведения живописи, скульптуры, а также рекламные плакаты и афиши, как редко покидающие запасники Третьяковской галереи, так и хорошо известные публике в рамках постоянной экспозиции, продемонстрируют многоликость стиля модерн в России и откроют широкому зрителю новые имена.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений