МАВРИТАНЕЦ в кинотеатрах
Мавританец | The Mauritanian

1 апреля 2021 в кинотеатрах стартует триллер  «Мавританец» (The Mauritanian) от лауреата премии «Оскар» режиссера Кевина Макдональда (“Последний король Шотландии”, “Большая игра”) – “Мавританец” с номинантом на премию «Оскар» Бенедиктом Камбербэтчем («Шерлок», «Доктор Стрэндж»), двукратной обладательницей премии «Оскар» Джоди Фостер («Молчание ягнят») и Тахаром Рахимом («Пророк», «Черное золото») в главных ролях.

Фильм основан на бестселлере «Дневник Гуантанамо».

Реальная история заключенного в Гуантанамо, которого подозревали в совершении ужасного теракта, наконец, рассказана во всеуслышание. Не получивший официальных обвинений и возможности защиты в суде, Мохаммед Ульд Слахи провел в заключении более 6 лет. Только после этого он был удостоен права на адвокатов. Но и им в борьбе с правительственной машиной предстоит побороть личные сомнения. Ведь как можно быть до конца уверенными в невиновности заключенного?

НЕ МРАЧНЫЙ И ВООДУШЕВЛЯЮЩИЙ

Идея о съемках картины была зарождена еще в 2015 году, когда Мохаммед Ульд Слахи все еще находился в заключении в Гуантанамо (GTMO). Тогда продюсеры Ллойд и Беатрис Левин, а также Майкл Броннер приехали в Альбукерке, чтобы встретиться с адвокатами Слахи, Нэнси Холландер и Тери Дункан.

«Когда мы читали «Дневник Гуантанамо», удивлялись остроумием, поэзией и мудростью Мохаммеда. Мы были тронуты его историей и почувствовали врожденную человечность и стремление доказать, что у всех нас общего куда больше, чем того, что разделяет нас. Несмотря на его жестокий и несправедливый мотив, он был вдохновляющим, своевременным и мог бы стать важным фильмом еще тогда», – вспоминает Ллойд.

Роман «Дневник Гуантанамо» был опубликован в Великобритании в 2015 году Джейми Бингом из Canongate. Продюсер Адам Экленд вспоминает: «Джейми, наш дорогой друг, попросил Бенедикта Камбербэтча принять участие в проекте. После того как Бенедикт прочитал отрывок из этой блестящей книги, он влюбился в нее и сказал: «Мы должны снять этот фильм».

Сам Бенедикт вспоминает момент, когда он открыл для себя книгу Мохаммеда: «Я взял книгу и прочитал ее от начала до конца, и был просто потрясен Мохаммедом. Его человечностью и юмором, его необычайной выносливостью и тем фактом, что он прошел через ад, и все-таки ему хватило духа рассказать, что произошло. Я был совершенно очарован и им, и его душераздирающей, тревожной историей».

Нэнси Холландер, международный прокурор по уголовным делам, которая в течение многих лет боролась за освобождение Мохаммеда ульд Слахи, вспоминает, когда продюсеры пришли к ней в офис и подписали соглашение на экранизацию – Мохаммед все еще находился в тюрьме. После освобождения Слахи 17 октября 2016 года Броннер отправился в Мавританию и начал работу над историей.

Продюсер Адам Экленд вспоминает, что сначала это был проект, в котором Бенедикт оставался лишь продюсером фильма. На данном посту он вел активную работу, но когда ему пришел один из черновиков сценария он завил, что хочет играть.

Создатели начали поиски финансирования, но большинство не хотели ввязываться в проект, так как Гуантанамо – слишком политическая и слишком сложная тема для кинодискуссии. Все понимали ее темную сторону. Так что работа команды в начале заключалась в основном в том, чтобы убедить партнеров, духоподъемности фильма, как «Побег из Шоушенка» или «Жизнь прекрасна». В конечном счете продюсеры Divergent Media, 30WEST, Topic Studios, BBC Films и STX International нашли партнеров, поддержавших производство.

ЛУЧШИЕ КАДРЫ

При поиске режиссера, продюсерская группа отдавала себе отчет, что с таким проектом справится лишь профессиональный режиссер. Предложения отправили единицам, так как было крайне важно выбрать настоящего мастера. Вскоре продюсеры поняли, Кевин Макдональд станет лучшим кандидатом. Шотландский режиссер завоевал внушительную репутацию в индустрии благодаря мастерству в работе сложными или драматическими фильмами. К тому же он уже имел широкое признание и множество наград, включая премию «Оскар».

«Кевин блестяще показывает реальную жизнь. Он энергичный, страстный. Режиссер, обладающий навыками создания настоящих триллеров», – утверждает Кларк.

Но Кевина нужно было еще убедить! К тому моменту был готов лишь первый черновик сценария, написанный на основе интервью с Мохаммедом. В основном вышедших всего через три недели после освобождения. Тогда Кевин Макдональд связался с Мохаммедом ульд Слахи по Skype.

«Этот человек такой обаятельный, такой забавный и совсем не такой, каким его можно представить. Он настолько противоположен первому впечатлению о нем: он влюблен в американскую культуру, может процитировать каждую строчку из фильма «Большой Лебовски», знает сюжет наизусть, потому что смотрел кино 110 раз, пока был в тюрьме», – рассказал Макдональд.

Именно после этого разговора Кевин Макдональд присоединился к команде.

Двукратная обладательница премии «Оскар» Джоди Фостер, которая и сама не раз занимала режиссерское кресло («Маленький человек», «Финансовый монстр»), получила роль адвоката по уголовным делам.

«Мне просто нравится, как работает мозг Кевина; он действительно любопытный и любознательный, и я была действительно поражена съемкой, увидев, как на самом деле работает его документальный дух. Кевин реально считает, что подход к созданию фильмов заключается в том, чтобы не пытается контролировать или формировать его. Думаю, это отлично сработало для «Мавританца», – говорит Фостер.

АДАПТАЦИЯ КНИГИ

Невероятно, но самому Слахи, который являлся первым заключенным Гуантанамо, опубликовавшим мемуары во время отбывания срока, запретили передавать копию его же опубликованной книги. Ну а Кларк объясняет, что фильм не является прямой адаптацией, это больше автобиография Мохаммеда ульд Слахи, поэтому у режиссера и не получится показывать историю с разных точек зрения. Вот почему фильм освещает первые две трети истории – до подачи апелляции. И все же ключевой задачей для создателей фильма осталась достоверность.

«Это всегда сложно, когда вы несете ответственность, занимаетесь адаптацией настолько острой темы. Мы не хотели мрачных, либеральных распрей. Это должна была быть человеческая история, в которой зрители могут отдаться переживаниям, менять мнение и дискутировать после просмотра. Историю рассказывает сам Мохаммед, а он большой философ. Он остроумный и сострадательный и это действительно главная причина, по которой мы решили снять про него фильм. В его жизни есть важное послание и его сила духа может изменить любого из нас к лучшему», – говорит режиссер.

Макдональд прекрасно понимал, с какими трудностями столкнется команда при адаптации такой сложной книги: «Как нам рассказать эту невероятно историю, в которой и геополитика, и юридическая терминология, в которой, к тому же, упоминаются разные страны? Как рассказать об этом достаточно просто, чтобы аудитория могла уловить суть? Я хотел, чтобы это была захватывающая повесть, когда кинозритель находится на грани, желая узнать, что будет дальше. Как нам использовать и максимум материалов, но при этом сделать сюжет развлекательным?».

«Мы не хотели оскорбить ни одну из сторон, я действительно считаю, правдивые истории – это те, в которых  нет на сто процентов плохих парней. В которых люди объединяются, пытаясь сделать максимум, что в их силах. Даже когда им очень страшно. Думаю, после просмотра «Мавританца» каждый сможет сделать вывод: даже когда нас сковывает страх, мы все равно должны принимать правильные, человечные решения», – говорит Джоди Фостер.

КАСТИНГ МЕЧТЫ

На роль Мохаммеда ульд Слахи создатели фильма хотели выбрать выходца из Северной Африки. Того, кто говорит на французском, арабском и английском языках. Но Макдональд, который уже работал с Тахаром Рахимом на «Орле», внес свое предложение. И Тахар Рахим согласился не раздумывая.

«Это актер североафриканского происхождения, невероятно обаятельный и симпатичный, и у которого огромный диапазон эмоций, я сразу подумал о нем», – вспоминает Макдональд.

«Когда я впервые прочитал сценарий, я рыдал, я не мог поверить, что реально существует такой парень, который столько преодолел и не возненавидел весь мир. Это потрясающая история. Он герой, невиновный человек, заключенный в тюрьму и подвергнутый многолетним пыткам», – говорит Рахим.

Бенедикт, как актер и продюсер был в восторге от того, что Тахар присоединился к съемочной группе: «Он очень крут! С ним приятно работать, а за всем его весельем – острый интеллект. Характер Тахара действительно хорошо сочетался с персонажем со страниц и реальным Мохаммедом, с которым я познакомился».

Кевин Макдональд выбрал Джоди Фостер на роль адвоката Мохаммеда еще за полгода до того, как прислал ей сценарий. Популярная актриса, любимица публики, снимавшаяся во множестве отличных фильмов – та, о которой он мечтал и надеялся, что проект будет ей интересен. Когда Фостер прочла сценарий, ей понравился персонаж, однако актриса настояла, чтобы характер был жестче.

«Удивительно, я ничего не знала об этом человеке и его истории. Думаю, мы все были слишком потрясены событиями 11 сентября: Америка замерла от страха, но никто особо задумывался о том, кто был привлечен к ответственности», – говорит Фостер.

Бенедикт Камбербэтч с трудом сдерживал энтузиазм: «Джоди просто невероятно мила, она умна, забавна. И да, конечно, фанат во мне вечно кричал: «Я нахожусь в одной сцене с Джоди Фостер!». Я вырос на ее фильмах и возможность работать с такой гениальной актрисой – всегда праздник. И, конечно, много знаний».

Помощника адвоката, правозащитницу Тери Дункан сыграла Шейлин Вудли. Ее героиня – это симбиоз двух реальных людей Тери Дункан и Сильвии Ройс. Режиссер описывает молодую актрису как теплую и искрометную личность с сильным чувством справедливости. Она работает вместе с более серьезной Нэнси в исполнении Джоди Фостер. Мохаммед ульд Слахи признался, что был взволнован, когда услышал, что Шейлин собирается сыграть Тери. По его словам, именно она обладает той теплой энергией, которая так нужна быдла этому персонажу.

Закари Ливай, который играет федерального агента Нила Бакленда,  считает, что в триллере «Мавританец» второстепенные персонажи не менее важны, чем главные.

«Даже если я и не главный персонаж, я очень хотел быть частью проекта. Хотя бы ради того, чтобы дать людям увидеть, все это действительно произошло с живым, настоящим человеком. Я думаю, невероятная сила прощения, которую Мохаммед ульд Слахи демонстрирует, позволяет надеяться на то, что и каждый из нас может научиться жить по совести даже в такое время, как сегодня», – говорит Закари Ливай.

Его герой Нил, который тоже увлечен историей, происходящей в Гуантанамо. Он работает в одном из разведывательных агентств в правительстве США и старается провести максимально справедливое судебное разбирательство по делу ульд Слахи.

«Нил оказался полезным в судебном деле из-за собственных травм, полученных 11 сентября. То, что тогда произошло заставило его испытать страх, гнев и ненависть, думаю, как и многих в тот момент. Мне кажется, именно в этом состоянии и находится Нил», – вспоминает Ливай.

Бенедикт Камбербэтч, прочитав финальный сценарий, заинтересовался ролью Стюарта Коуча. Он отметил, что в его карьере еще нет ничего похожего и эта роль станет для него особо важной.

Его персонаж дружил с пилотом одного из самолетов, направленных в южную башню Близнецов. Сам же герой является военным юристом. Он христианин, он хочет найти правду и привлечь виновных в теракте, но в ходе расследования начинает понимать, при каких именно обстоятельствах были получены признания.

«Полагаю, больше всего я сочувствую как раз этому человеку, у которого есть веские основания найти виновников. Но в процессе рассмотрения дела понимает, что признания получены под пытками. Это не тот способ, которым получают доказательства. Это не соответствует принципам верховенства права», – поясняет Камбербэтч.

Режиссер признает, что роль Камбербэтча, пожалуй, самая сложная в триллере «Мавританец». Ведь Бенедикт должен сыграть человека, которого многие зрители сочтут крайне несимпатичным.

ДОСТОВЕРНОСТЬ

Режиссер Кевин Макдональд стремился к тому, чтобы «Мавританец» был настолько аутентичным и правдивым, насколько это возможно. Но некоторые проблемы оказались слишком реальными. Например, визит в Гуантанамо – просто невозможным. Но о тюрьме было уже много написано ранее, плюс и у съемочной группы все-таки были доступы к первоисточникам – Мохаммеду ульд Слахи, его адвокатам, а также – стороне обвинения.

Художник-постановщик Майкл Карлин, номинированному на премию «Оскар», вспоминает: «Гуантанамо – один из самых известных в мире лагерей для заключенных, но по-прежнему является супер секретным комплексом. А мне нужно было воссоздать аутентичную среду четырех разных миров и двух параллельных историй – Мавритания, Гуантанамо, Афганистан, Германия, Вашингтон, Альбукерке. Это не камерный фильм, где можно обойтись одной площадкой. У нас должен был быть масштаб и достигнуть его было не просто».

Карлин и Макдональд знают друг друга давно, и работали еще на «Последнем короле Шотландии», поэтому место для съемок искали вместе.

«Мы исследовали Марокко и Сербию, и, в конце концов, приехали в Кейптаун. Потрясающая архитектура, которую мы могли использовать и адаптировать. Отличная бригада конструкторского и художественного отделов для создания огромных декораций. Другую часть картины мы снимали в Афганистане», – говорит Карлин.

Совсем другая история – родина Мохаммеда ульд Слахи – Мавритания, Западная Африка. Создателям хотелось отдать должное мужеству главного персонажа и почтить его семью. Но в Мавритании никто не снимает – страна расположена посреди пустыни Сахара. Большая проблема, которую все же удалось решить.

Мохаммед ульд Слахи, автор бестселлера, поделился после съемок триллера: «Иногда снимали сцены настолько реалистичные, что меня бросало в дрожь. Через 10 или 20 секунд я уже не мог смотреть. Мне казалось я снова в Гуантанамо».

РЕАЛЬНЫЕ ГЕРОИ

С самого начала создатели фильма были рады видеть на съемочной площадке настоящих героев – Мохаммеда ульд Слахи и Нэнси Холландер. Хотя и пришлось потрудится, чтобы Моххамеду после освобождения выдали паспорт для выезда из Мавритании.

«Я был потрясен и не мог сказать ни слова! Меня переполняло, когда я встретил в реальной жизни этих великих людей», – вспоминает Мохаммед ульд Слахи первую встречу с актерами и режиссером в Кейптауне.

«Я обнял Мохаммеда! Потом, когда он начал говорить, я просто замолчал, пялился на него и просто слушал. Этот парень с широкой улыбкой рассказывал о том, через что он прошел, а ты просто слушаешь, затаив дыхание. Его прощение – вот что сделало его таким особенным и спасло от безумия. Он совсем не злился, это впечатляло и поражало, учитывая, что у него есть полное право на ненависть», – говорит Тахар Рахим.

Ну а Фостер познакомилась со своим «персонажем» – Нэнси Холландер и поспешила отметить ее… противоречивость! И все же именно эта черта характера очень понравилась актрисе.

«Наверно, противоречивость покорила меня в Нэнси больше всего – она структурированный мыслитель, умная женщина, взвешенная. Она осторожна во всем, что произносит и все же ей нравится красная помада и яркий лак для ногтей. Ей нравятся спортивные машины, ей нравится цифровое оборудование. В ней так много неожиданных противоречий и именно это прекрасно», – отмечает Джоди Фостер.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ МИР

Джоди Фостер считает, что именно от главного героя данной повести люди могут научиться состраданию и всепрощению.

«Думаю то, с чем столкнулся Мохаммед, многие из нас просто не пережили бы. Возможно, самым сложным для него был запрет на встречи с малышом, которому исполнилось всего два года. Бюрократия ведомств сделала все возможное, чтобы продолжать наказывать его и следить за тем, чтобы он не мог вернуться к нормальной жизни. Мохаммед может многое рассказать нам о системе управления США, о западной системе демократии», – говорит актриса.

«Я очень хочу, чтобы зрители не думали, что «Мавританец» – это фильм о мести. В основе лежит большая теплота и человечность», – говорит режиссер Кевин Макдональд.

Бенедикт Камбербэтч добавляет: «Один из самых душераздирающих моментов в фильме – когда вы понимаете, система не сломила дух Мохаммеда, даже когда никакой надежды не осталось… Это фильм о внутренней силе, сильном стержне обычного человека. И об утешении. В «Мавританце» есть моменты, которые захватывают, и моменты, которые шокируют, моменты, которые глубоко трогают самые глубины. Есть и забавные, а также радостные события. В конце концов, вы наблюдаете за человеком, который все это пережил и остался верным самому себе. Это то, что должен уметь каждый».

Фильм выйдет в российский прокат 1 апреля 2021 года.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений