Невидимый мир Лауры Вандел ∞ zeitnotinfo.ru

 16 июня 2022 года компания Capella Film выпускает в российский прокат фильм «Невидимый мир» — полнометражный дебют бельгийского режиссера и сценариста Лауры Вандел, которая сразу берется за жанр социальный драмы, поднимая множество важных тем сразу. Однако пружиной, запускающей всю драматургическую конструкцию сюжета, является школьный буллинг, жертвой которого становится мальчик Абель. Единственным человеком, не отворачивающимся от происходящего, является его сестра Нора, но вскоре и ей предстоит сделать непростой выбор — поддерживать ли своего брата, который становится школьным изгоем или отвернуться от него. Иными словами, не замечать насилие и несправедливость или бороться с ними?

Лаура Вандель видит одной из причин издевательств на детской площадке в выпадении из иерархии определенных действий и сравнивает взаимоотношения и социализацию детей с определенным механизмом:

«Школа – это определенная четкая машина, в которой всё может происходит очень быстро и одновременно, резко сменяя составляющие. Поэтому часто страдания отдельных детей и подростков могут просто оказаться незамеченными», — комментирует режиссер.

Сценарий фильма Вандел писала около пяти лет. По признанию режиссера, в процессе работы она прочитала множество книго детской психологии, провела десятки интервью с учителями, учениками и их родителями, но самое важное – дала свободу действий детям-актерам, которые помогали ей в съемочном процессе.

Для начала она попросила детей сделать куклы своих персонажей, чтобы те научились различать свое «я» от личности своих героев. В течение трех месяцев перед началом производства Вандел встречалась с ними несколько раз в неделю и подробно проговаривала каждую деталь сюжета.

«Я объясняла им ту или иную ситуацию и обсуждала, как бы они в ней действовали. И в итоге мы часто приходили к тому, что уже было в сценарии», — вспоминает Лаура Вандель.

Также режиссёр просила детей нарисовать каждую сцену в блокнотике так, как они ее видят, и затем показывала им ее перед съемками, так что они знали, что именно должны делать. Вандел не боялась менять реплики по совету детей — в фильме в основном звучат их собственные диалоги: «Мы не давали детям сценария. Мне было очень важно, чтобы их речь не превращалась во взрослый диалог, вложенный в детские уста».

Un Monde — таково оригинальное название фильма, означающее в переводе «мир» и дающее, таким образом, намек на то, что происходящее выходит далеко за рамки детской площадки. Международное название фильма — Playground — напротив, делает акцент на основном месте действия фильма, которое разворачивается в коридорах школы и ее игровой площадки. Таким образом, мир девочки Норы умещается в пространстве небольшой игровой площадки, которую режиссер превращает в нечто вроде зеркала жизни взрослых.

Для большинства актеров эта работа стала дебютом в кино, в который они попали через обычный кастинг. А главная актриса – Майя Вандербек (Нора), которой на тот момент было всего семь лет, была одной из сотен девочек, пришедших на пробы. Она сразу же заявила Вандел, что хочет вложить все свои силы в эту роль, чем поразила всю съемочную группу.

Снято множество картин о детском насилии, но Лаура Вандель делает это особенно тонко с помощью работы оператора Фредерика Нуаромма. Его камера буквально нисходит вниз на ступень, ровняясь на лица детей, и оставляя взрослых почти всегда за кадром или лишь «обрезанными» фигурами, раздраженно вещающими что-то откуда-то сверху. Особенностью метода съемки был не только акцент на детских лицах, снятых на их уровне, но и преобладание крупных и средних планов. Об общей картине мира мы можем только догадываться, внимательно следя за тем, как меняется лицо Норы. «То, что невидимо — воображаемо», — объяснила Вандел такой подход. 

«Камера показывает то, что без нее остается невидимым», — так режиссер сформулировала свой принцип работы и выстроила в соответствии с ним своеобразную систему отражений в фильме. Так же, как игровая площадка служит прообразом большего мира, лицо Норы является отражением происходящей в нем несправедливости.

Также для погружения зрителей в мир фильма Вандел весьма оригинально подошла к его звуковому оформлению. Музыки в привычном смысле в «Невидимом мире» нет, а саундтреком служат шум, шорохи и крики, записанные на десятках игровых площадках и аранжированные точно под каждый кадр и сцену. Говоря иначе, в фильме нет ни одного случайного звука.

«Каждый крик или всхлип, которые вы слышите, был специально помещен именно в этот момент, чтобы усилить тревогу. Жестокость детской площадки передается в том числе через ее шум», — комментирует Вандел.

Впрочем, не менее важную роль играет и молчание, которое, по словам режиссера, может испугать не меньше неожиданного вскрика.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений