Московский музей современного искусства и бюро BERNASKONI открыл выставку «НИИ ФИЛАРЕТОВА» — первый персональный музейный проект Елены Филаретовой.
Елена Филаретова живет и работает в Санкт-Петербурге. Получила академическое художественное образование в лицее Иогансона при Российской Академии Художеств. В своих работах художница изучает возможностей мозга и индивидуальной рефлексии зрителя, исследует тему визуальной парейдолии – процесса, при котором человек видит знакомые образы и лица в случайных или неструктурированных визуальных стимулах. Она трансформирует полученные знания о восприятии в художественный опыт и даёт зрителю возможность индивидуально интерпретировать встречающиеся образы. Постоянно принимает участие в групповых выставках в Москве и Санкт-Петербурге.
Проект представлен четырьмя сериями работ, над которыми художница работала с 2019 по 2024 год. В серии «Портрет» Филаретова изображает человека без указания черт лица и создает поле для свободной интерпретации. «Лиминальное пространство» — продолжение размышлений о неопределённости изображения, на этот раз пространство уже без привычного человеческого присутствия. «Лес», помимо визуальной парейдолии[1] отражает иллюзию зрительной фокусировки и искаженной перспективы. «Сад» — самая яркая серия работ, в которой наполненные эмоциями образы цветов отображаются неструктурированными пятнами.
В экспозицию на двух этажах здания на Гоголевском бульваре вошло более 150 работ: в произведениях Филаретова использует широкие мазки, что создает иллюзию фокусировки, свойственную человеку, — зритель видит центральную часть более четко, края же остаются размытыми. Симметрия в работах также приближает посетителя к ощущению присутствия в пейзаже, подражая искажению перспективы на большом пространстве вне фокусировки.
Во время работы выставки совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ будет организован Научно-Исследовательский Институт изучения жизни и творчества художницы. Работа НИИ представляет собой «Тотальную коллаборацию»[2] между художником и окружающими, вовлекая в творческий процесс максимальное количество участников, каждый из которых может вносить свой вклад в создание произведения. НИИ состоит из двух частей: уже готовых коллабораций Филаретовой со студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ (зины, плакаты, анимация, предметы дизайна) и параллельной программы, в рамках которой студенты будут создавать произведения внутри пространства выставки. Для участия в НИИ Школа дизайна НИУ ВШЭ проводила специальный open call среди студентов, по итогам которого было отобрано 30 финалистов — будущих кураторов, графиков и иллюстраторов, которые разработают свои проекты в коллаборации с художницей. Итоговые работы будут показаны на финальной презентации. Также в ходе НИИ пройдут фокус-группы и панельные дискуссии с привлечением специалистов из областей архитектуры, современного искусства, дизайна, кино, моды, когнитивистики и других направлений.
[1] разновидность зрительных иллюзий, при которых в абстрактных объектах или узорах человек видит лица и фигуры
[2] способ взаимодействия художника с внешним миром при помощи произведения искусства посредством интеграции произведения в различные сферы человеческой деятельности с вовлечением других участников в процесс создания, экспонирования или взаимодействия произведения. Тотальная коллаборация расширяет рамки физического и информационного поля произведения искусства, вовлекая в него неограниченное количество участников и процессов, где каждый вносит свой вклад в произведение искусства.