Новый фильм Франсуа Озона Лето’85 с 15 октября!

«Лето’85» — экранизация книги британского писателя Эйдена Чемберса «Станцуй на моей могиле», которая была опубликована в 1982 году. Франсуа Озон прочитал книгу, когда ему самому было 17 лет, и был настолько впечатлён романом, что вместе с другом занялся его адаптацией. В то время он только начинал свою режиссёрскую карьеру и снимал короткометражные фильмы. Озон решил, что, как только будет готов, он обязательно снимет полнометражный фильм. Долгое время он ждал, что книгу экранизирует какой-то другой, возможно, американский режиссёр — например, Гас ван Сент или Роб Рейнер, но, поскольку этого так и не случилось, после съёмок «По воле божьей» он перечитал книгу и заново написал сценарий. Режиссёра поразило, что ко многим темам из книги он уже обращался в других своих фильмах, сам того не осознавая.

Франсуа Озон перенес действие фильма во Францию (действие романа происходит в Великобритании) и в то время, когда он впервые прочёл книгу — в 80-е. «Лето’85» было вдохновлено классическими американскими фильмами о подростках и снято на плёнку 16-мм — в формате Супер-16, в котором Озон снимал свои первые короткометражные фильмы. Местом съёмок послужил нормандский городок Лё-Трепор с очень живописными каменистыми пляжами, горами и дешёвой застройкой 1960-х недалеко от пристаней, не подвергшихся реновации.

В фильме используется много музыки того периода — в основном, та, которую слушал сам режиссёр, будучи подростком. Фронтмен группы The Cure Роберт Смит даже повлиял на выбор названия фильма — именно в 85-ом году вышла песня In Between Days, с которой начинается фильм, и которая используется в трейлере. Также 1985-ый — это год, когда от СПИДа умер актёр Рок Хадсон, ставший первой знаменитостью, объявившей о своём диагнозе. По словам режиссёра, для него было важно поместить действие фильма до этого события, ставшего концом беспечной эпохи, когда люди не думали о болезни и не беспокоились о том, что могут заразиться.   

Первоначально в фильме было больше юмора — но позже, на стадии монтажа, режиссёр решил, что история должна быть рассказана более серьёзно — так, как бы подросток рассказал о своей первой любви. Он хотел, чтобы зритель увидел происходящие события и идеализированный образ Давида глазами Алекса и разделил его эмоции.

Кастинг на главные роли начался рано, во время работы над сценарием: Озон решил, что, если он не сможет найти подходящих актёров, то съёмки не состоятся. Но команде фильма довольно быстро удалось найти Феликса Лефевра, который настолько совпал как внешне, так и по характеру с образом главного героя, который представлял себе режиссёр, что Озон позвонил ему на следующий день после прослушивания и предложил роль Алекса.

Бенжамен Вуазен также прослушивался на роль Алекса, но показался Озону более подходящим на роль Давида — с его высоким ростом, естественной спонтанностью и уверенностью в себе. Также на первой встрече с Бенжаменом Озон узнал, что актёр водит мотоцикл — в дальнейшем на съёмках это позволило снять больше сцен на дороге. А первые совместные пробы Феликса и Бенжамена окончательно убедили Озона в правильности выбора: естественность и химия между актёрами появилась с самого начала работы.

Перед съёмками Бенжамен и Феликс приехали в Лё-Трепор раньше съёмочной группы и в течение недели брали уроки парусного спорта, а свободное время посвящали совместным прогулкам по городу. Время, проведённое вместе, позволило найти общие интересы и подружиться.

Мельвиль Пупо и Валерия Бруни-Тедески, с которыми Озон уже работал, стали очевидным выбором для ролей второго плана. После серьёзной роли Пупо в «По воле божьей» режиссёру захотелось увидеть его в образе кокетливого профессора, очень обаятельного, но немного жутковатого — который может быть узнаваемым для многих зрителей.
Валерия Бруни-Тедески в роли чрезмерно открытой матери Давида, по словам Озона, привнесла в фильм необходимое количество юмора и безумия, которого не хватало.

На прослушиваниях на роль Кейт, девушки, невольно ставшей частью любовного треугольника, Озона покорила Филиппин Вельж, актриса бельгийско-британского происхождения. Она напомнила ему Джин Сиберг со своим мальчишеским образом, а также своей добротой и зрелостью, которые были необходимы для персонажа, помогающего Алексу справиться со своим горем.

Премьера фильма должна была состояться в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, а прокат во Франции был запланирован на май, сразу после Канн. Но фестиваль был отменен, и во Франции фильм вышел в прокат 14 июля, спустя три недели с даты открытия кинотеатров. В первый день проката фильм посмотрело более 30 тыс зрителей, а за месяц – более 300 тыс.