Новый порядок в кинопрокате с 20 мая ∞ zeitnotinfo.ru

20 мая 2021 компания Каскад-фильм выпускает в отечественный кинопрокат фильм-победитель «Венецианского фестиваля 2020» (Приз большого жюри) – «Новый порядок» (Nuevo Orden) режиссёра Мишеля Франко, лауреата. трех премий Каннского кинофестиваля.

Роскошная свадьба представителей высшего класса прерывается явлением непрошенных гостей. В стране начинаются бунты, сопровождающиеся ростом ненависти и всплеском насилия.

Задумывая проект четырьмя годами раннее, режиссер Мишель Франко не мог представить, насколько актуальна будет в 2020 году выбранная им тема. Хотя фокус в фильме сделан на непростой общественной ситуации в Мексике, ее можно с легкостью экстраполировать на весь мир или проследить параллели с «желтыми жилетами» во Франции, «Захвати Уолл-стрит» и BLM в США и гражданскими беспорядками в Гонконге и Чили.

Фактически Франко сделал большой шаг в сторону от своих прошлых работ, которые были сняты в жанре статичных камерных драм, к масштабной остросоциальной антиутопии. При этом он не изменяет себе в умении заставить не имеющего возможности вмешаться зрителя наблюдать за разрушительной силой власти в руках людей. «Новый порядок» благодаря этому невольно воспринимается как реальная проекция возможного будущего, хотя является лишь доведенной до крайности фантазией на тему революции. По сути, фильм выводит на новый уровень мысль, которой годом ранее Венецианский фестиваль поразил «Джокер». Только в отличие от своего предшественника «Новый порядок» не страшится самых откровенных и жестоких крайностей, показывая, чем на самом деле может обернуться общественный раскол.

Для своего фильма Франко подобрал очень интересную команду. В актерской группе фильма мексиканская актриса и сценарист Найан Гонсалес Норвинд, певец и актер Диего Бонета, а также Дарио Язбек Берналь и Патрисия Берналь – брат и мать известного и любимого в России мексиканского актера Гаэля Гарсиа Берналя, сыгравшего роль Октавио в драме Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Сука-любовь». Оператором фильма стал Ив Кап, также работавший с Франко на двух предыдущих его фильмах, а за художественное оформление картины отвечал Клаудио Рамирез Кастелли.

Комментирует режиссер Мишель Франко

Что послужило источником вдохновения для этого фильма?

– Более половины населения мира живет в нищете, в то время как часть людей богата и владеет большинством ресурсов. Этот тревожный контраст беспокоил меня с тех пор, как я был ребенком, выросшим в Мексике – месте, где эта реальность особенно резка и поэтому более заметна. Неравенство присутствует повсюду. Это не первый случай, когда мир сталкивается с таким непропорциональным сценарием. Это доказано историей.

Впервые я подумал о «Новом порядке» шесть лет назад. Теперь я думаю об этом фильме как о своего рода предупреждении: если неравенство не будет устранено гражданскими средствами и все несогласные голоса будут подавлены, наступит хаос.

Мексиканский вопрос

Насилие на экране – это не новое явление. Причем насилие, которое мы можем видеть в фильмах, все чаще отражает ситуацию в реальном мире, что, например, верно в отношении фильма «Новый порядок». В картине изображена антиутопическая Мексика, в которой протесты постепенно перерастают в беспорядки.

Так исторически сложилось, что на территории Мексики присутствует достаточно серьезная сегрегация по классам, что, как и во многих других странах, приводит к нестабильной общественной ситуации, тогда как люди, находящиеся у власти, пытаются сохранить все по-старому. В своих интервью Франко не раз отмечал, что считает очень важным не молчать об этой проблеме, поскольку мрачные настроения будут лишь накапливаться. В своем фильме он говорит о протестах именно для того, чтобы начать мыслить в сторону разрешения этой проблемы, начать позитивный диалог.

Атмосфера тревоги сопровождает зрителя с самого начала. Так, зеленая краска, выбранная протестующими в качестве символа (что явно неслучайно, ведь этот цвет на мексиканском флаге означает надежду), начинает появляться там, где никто не ожидает ее увидеть. Кроме того, в разгар свадебной церемонии выясняется, что судья, который должен заключить брак, задерживается из-за протестов в городе. Кроме того, бывший слуга семьи появляется на пороге с просьбой о денежной помощи.

Несмотря на то, что события фильма разворачиваются вокруг главной героини – невесты Марианны, режиссер как бы выделяет для зрителя восемь основных персонажей, которые очень отличаются друг от друга, благодаря чему у зрителя есть возможность оценить ситуацию со всех сторон. На контрасте с торжественностью свадьбы Франко показывает нам поистине страшную историю, порой настолько мрачную, что хочется назвать это фильмом ужасов. Однако ужасы обычно базируются на вымысле, тогда как происходящее в «Новом порядке» неутешительно похоже на реальность.

 Комментирует режиссер Мишель Франко:

– Почему вы выбрали неравенство и беззаконие в качестве основной темы для своего нового фильма?

– Социальное неравенство и несправедливость являются нашими проблемами уже очень давно, и это было именно то, что мне всегда было труднее всего понять и принять, когда я рос в Мексике. Несправедливость представляется как данность, и власть ничего не предпринимает, чтобы ситуация изменилась. Более половины населения – 64 миллиона человек – живет в разной степени бедности, а лишь небольшой процент состоятельных людей владеет всеми ресурсами. Это беспокоило меня, еще когда я был ребенком.

Эта проблема демонстрирует нам, насколько люди эгоистичны. Нельзя игнорировать желание людей вести достойную жизнь, нельзя сказать эксплуатируемым и обездоленным, чтобы они были терпеливыми, ведь их родители жили так же.

За кадром протестов

Фильм потребовал от режиссера Мишеля Франко серьезных изменений в привычном стиле работы и съемок, поскольку для освещения проблемы такого масштаба никак не подошел бы формат прошлых работ мексиканца – формат камерных, достаточно статичных драм.

Новое, более широкое восприятие происходящего, масштабность чувствуется на протяжении всего фильма: например, в сценах с изображением толпы, к участию в которых было привлечено около 3000 статистов. Особое внимание в них было уделено созданию визуальных спецэффектов: например, в сцене, где зрители видят Колонну Независимости после погромов, важнейший памятник Мехико.

В фильме используются реальные локации, что добавляет ощущения реальности происходящему на экране. Так, свадебная церемония проходит в Эль-Педрегале, районе высшего класса на юге города, а район рабочего класса располагается в Наукалпане, где живут миллионы людей низшего и среднего класса.

В плане техники съемок стилистика Франко тоже подверглась существенным изменениям: в широкоэкранных изображениях Ива Кейпа появилось значительно больше движений камеры, которая фактически «живет» вместе с героями фильма; а немигающие длинные кадры уступили место более нервным ритмам в монтаже, что гораздо больше подходит изображению города, разорванного на части беспорядками.

В начале фильма друг друга быстро сменяют кадры, казалось бы, совершенно не связанные между собой по содержанию, зато близкие по беспокойной атмосфере: тела людей, которые тащат по коридорам; зеленая краска, текущая рекой вниз по лестнице, рисующая линию посередине обнаженной женщины или заливающая витрину магазина, когда невеста примеряет свадебное платье; мебель, сброшенная с балкона; абстрактная фреска, похожая на «Гернику» Пикассо.

Оставаясь верным себе, Франко и в «Новом порядке» уходит от стандартного музыкального сопровождения: например, в самом начале тревожные кадры быстро сменяют друг друга под звуки симфонии № 11 соль минор «1905 год» Шостаковича. Это произведение является музыкальной аллегорией «Кровавого воскресенья», когда мирная демонстрация в Санкт-Петербурге была разгромлена царскими казачьими войсками.

Комментирует режиссер Мишель Франко:

– Что повлияло на вас при создании «Нового порядка»? Были ли у вас какие-то конкретные модели, литературные или кинематографические, когда вы создавали свой взгляд на антиутопию?

– Когда я впервые увидел «Заводной апельсин», мне, наверное, было 14 или 15 лет, и это произвело на меня огромное впечатление. Кубрик был чрезвычайно точен в представлении на экране ближайшего будущего, которое совсем не было научной фантастикой, и это близко к тому, что я пытался сделать в «Новом порядке». Еще одним фильмом, в котором я нашел отклик, когда работал над «Новым порядком», был «Позор» Ингмара Бергмана. Бергман использует классические приемы военного фильма, но то, что его действительно интересует, — это реакция человека на социальный распад, его стыд, его отвращение к себе, когда ему приходится сталкиваться с собственным выбором.

Картины Коста-Гавраса, «Битва при Алжире» Джилло Понтекорво и «Время волка» Михаэля Ханеке также оказали влияние на создание «Нового порядка». Все эти фильмы были не столько моделями, которым я пытался подражать, сколько вдохновением, поскольку я пытался использовать свое собственное чувствование.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений