Нулевой пациент на Первом ∞ zeitnotinfo.ru

16 января на Первом канале стартует премьера семисерийного проекта о первой крупной вспышке ВИЧ в СССР. Оригинальный сериал Плюс Студии, снятый специально для Кинопоиска «Нулевой пациент»  —  один из лучших и резонансных сериалов 2022 года по мнению критиков и зрителей.

1988 год, Калмыцкая АССР. Молодой врач детской больницы Кирсан Аюшев (Аскар Ильясов) подозревает, что у нескольких его пациентов ВИЧ. Старшие коллеги не верят, что такое возможно, поэтому Кирсан тайком отправляет пробы в Москву. Когда анализы подтверждают его правоту, к делу подключается ученый Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов) — специалист по малоизвестной в СССР «экзотической» болезни. Теперь судьба десятков детей и нескольких взрослых — а возможно, и всей страны — зависит от действий столичного эпидемиолога и провинциального педиатра.

Автор сценария — Олег Маловичко («Хрустальный», «Союз спасения», «Химера»), автор идеи — Андрей Геласимов.  Сериал снимали в тандеме режиссеры Сергей Трофимов («Девятаев») и  Евгений Стычкин («Контакт»).  Операторы: Сергей Трофимов, Сергей Колобов. Продюсеры: Александра Ремизова, Ольга Филипук (Плюс Студия) Александр Цекало, Иван Самохвалов, Олег Маловичко (Продюсерская компания «Среда»).

В сериале снимались Никита Ефремов («Хороший человек»), Аскар Ильясов («Тренер»), Евгений Стычкин («Алиби»), Павел Майков («Икра»), Елизавета Шакира («Контейнер»), Евгения Манджиева («Угрюм-река»), Сейдулла Молдаханов («Игра на выживание»), Виктория Агалакова («Эпидемия»), Игорь Гордин («Серебряный волк»), Иван Добронравов («Цыпленок жареный»), Николай Шрайбер («Хрустальный»), Анастасия Болдырева и другие.

Факты о съемках

Значительная часть съемок прошла в Подмосковье. Больничные сцены снимали в здании бывшего НИИ в Балашихе, заводские — в действующем заводе в Домодедово, а столовая, где обедают заводчане — это одно из помещений типографии в Люберцах. Натурные съемки проходили в окрестностях Волгограда, где местность визуально схожа с калмыцкими пейзажами, и именно эти съемочные дни оказались самыми сложными: в степи дул сильный ветер, а ночью были заморозки.

Дом Гончарова Роль дома Дмитрия Гончарова «сыграла» одна из семи знаменитых московских сталинских высоток — высотка на Котельнической набережной. А вот интерьер квартиры Гончарова снимали в другом известном памятнике архитектуры — Доме на набережной.

Одежда

Большая часть одежды в кадре — вещи, произведенные в 1980-х, но некоторые из них пришлось перешить. У фиолетового комбинезона, в котором героиня Елизаветы Шакиры приходит на вечеринку в первой серии, изначально были длинные рукава, но по просьбе режиссеров наряд сделали более откровенным — с обнаженными плечами. Оригинальные джинсы Versace перекраивать не стали: за время съемок Шакира так их полюбила, что после завершения проекта оставила себе. А вот белую дубленку, в которой Алена, по замыслу художника по костюмам, должна была выделяться среди жителей Элисты, шили с нуля по лекалам дубленок 1980-х, которые тогда были исключительно коричневыми.

«Сердце ангела» В образе столичного эпидемиолога Дмитрия Гончарова кроется отсылка к образу героя Микки Рурка в фильме 1987 года «Сердце ангела». Никита Ефремов в «Нулевом пациенте» носит схожее серое (настоящее югославское) пальто свободного кроя, которое художник по костюмам отыскала на «Авито».

Реквизит

Создатели проделали огромную работу по поиску реквизита, внешне и функционально соответствующего эпохе 1980-х. Стеклянные шприцы, медицинское оборудование и даже зажигалка Карахана (героя Евгения Стычкина) — это подлинные вещи, сохранившиеся с советских времен.

Музыка

В одной из сцен в ночном клубе играет рок-группа — для съемок собрали команду музыкантов, среди которых были, в том числе и артисты из Калмыкии. Группа исполняет песню Blondie ‘One Wayor Another’. Съемками этой сцены руководил режиссер и оператор сериала Сергей Трофимов, ранее снимавший музыкальные клипы для группы «Звери».

Мозаичное панно

В холле детской больницы Элисты установлено мозаичное панно с изображением врачей и ребенка, оно же изображено на постере сериала. Это панно вдохновлено рядом советских мозаик, в том числе работой художника Геннадия Черноскутова, прежде украшавшей больницу в городе Волжском. Панно разработали и собрали для сериала художник-постановщик Александр Арефьев и его ассистенты Никита Васильев и Павел Копаев. Размер панно — 3х4 метра, оно сложено примерно из 25 000 элементов. По задумке создателей изображение должно было получиться «с настроением»: немного печальным, но в то же время вселяющим надежду.

Цвет

Разрабатывая цветовую палитру для сериала, продюсер Александра Ремизова вдохновлялась шедеврами мировой живописи. Картинка в «Нулевом пациенте» перекликается с оттенками картин «Разговор», «Красная комната», «Натюрморт с голубой скатертью» Анри Матисса, «Натюрморт с подсолнухами» Поля Гогена и «Портрет неизвестного, читающего газету» Андре Дерена.