Одиннадцать молчаливых мужчин ∞ zeitnotinfo.ru

17 февраля 2022 года в российский прокат. выходит фильм Алексея Пиманова «Одиннадцать молчаливых мужчин», в основе сюжета которого  история о легендарной победе команды советских спортсменов – Всеволода Боброва, Константина Бескова, Алексея Хомича, Михаила Семичастного, Евгения Архангельского, Всеволода Радикорского, Леонида Соловьёва, тренера Михаила Якушина – над лучшими профессиональными клубами английской лиги с разгромным общим результатом 19:9. Наши футболисты не только не проиграли ни одного матча, но и завоевали сердца английской публики, полностью перевернув ее представление о русском человеке и советской стране. «Динамо» стало символом нового мира, который зарождался на руинах Второй мировой войны.

В Лондон прилетает делегация футболистов из далекой Советской России, страны, которая только что одержала победу во Второй мировой войне. Английская пресса взбудоражена предстоящими матчами, ведь до этого момента никто не мог сравниться по мастерству с родоначальницей футбола, тем более не смогут непрофессиональные футболисты. В погоне за сенсацией очаровательная английская корреспондентка решает влюбить в себя лучшего игрока русских и выбирает самую симпатичную «жертву» среди советских спортсменов. Ажиотаж у британских болельщиков настолько велик, что за счет турне намерены поживиться и местные подпольные букмекеры… Но «одиннадцать молчаливых мужчин», как окрестили отечественных футболистов англичане, преподнесут всем немало сюрпризов!

История создания

Сценарий к фильму написан знаменитыми драматургами Олегом и Владимиром Пресняковыми при участии режиссера Алексея Пиманова. Создатели фильма посвятили его самому великому поколению в советской истории, поколению, рожденному в 1920-х годах. Ключевая задача, которую предстояло осуществить съемочной группе – воссоздание уникальной атмосферы того времени. Показать красоту и жажду к жизни людей, прошедших ужас войны, но несломленных, а готовых снова побеждать в спорте, в науке, в литературе и кинематографе, восстанавливать страну.

Работа над фильмом шла больше года. Прежде чем приступить к съемкам, режиссер картины провел многоэтапный отбор актеров на роли футболистов московского «Динамо» – главным критерием являлось умение хорошо играть в футбол. А актеры, говорящие по сценарию на английском языке, посещали курсы британского английского языка у лучших преподавателей при Министерстве иностранных дел РФ. Специально для съемок были пошиты аутентичные костюмы для главных героев, футбольная форма и бутсы из материалов, которые использовали в 1940-е годы. Все актеры массовки в кадре носили настоящую одежду 1945 года, привезенную из Праги и Берлина. Все это было необходимо для создания максимально реалистичной картины.

Среди съемочных локаций картины – Москва, Ленинградская область и Санкт-Петербург, Калуга. Съемки футбольных матчей длились 20 дней на историческом футбольном поле в Лефортово, которое заново перестелили специально для съемок картины. Для уличных сцен Лондона было задекорировано несколько улиц Санкт-Петербурга и доставлено более десятка ретро-автомобилей и автобусов.

Создатели и члены съемочной группы о фильме

Режиссер и продюсер Алексей Пиманов: «Мы посвятили этот фильм великому поколению победителей. Эти ребята, примерно 1921-го года рождения. Они стали первым образованным поколением. До этого в России было 85% необразованных людей, а у этих ребят к началу войны было уже 7-10 классов, техникумы, институты, училища. Все они воспитывались патриотами, ворошиловскими стрелками, спортсменами. Они не умели проигрывать. После войны именно они восстанавливали страну, побеждали в Олимпиадах, создавали великий кинематограф, делали грандиозные научные открытия, развивали промышленность. Вот этому поколению я, в очередной раз, старался этим фильмом сказать — огромное спасибо!»

«Когда мы собрались с группой в первый раз, я сказал им, что мы снимаем «красивое кино про красивых людей». Эти ребята обаятельные не только потому что они умеют играть в футбол, а еще потому что они девушке позвонить не могут и признаться в чувствах. Это история не про брутальных, серьезных мужиков. Я считаю, что эту историю надо было делать про ребят, которые настоящие и живые. Они могут и выиграть, и боль перетерпеть, и на поле подвиг совершить, но при этом ребята умеют любить, помогать друг другу, которые умеют сопереживать, которые просто красивые люди сами по себе. Мне кажется, это и будет якорем кино».

Исполнитель роли футболиста Всеволода Боброва Макар Запорожский: «Атмосфера была очень созидательная, предложения по решению сцен обсуждались и даже периодически принимались, что поддерживало веру в то что мы делаем кино вместе и дорожим поддержкой друг друга в работе.  Благодаря каждому члену съемочной группы мы были действительно командой, не только по сценарию, не командой футболистов, а профессиональными единомышленниками, каждый чувствовал территорию друг друга».

«Всеволод Бобров не тот персонаж, о котором нужно рассказывать, и всё, что от меня требовалось, на мой взгляд, попробовать соответствовать его личности, образу, который уже запечатлён в истории СССР. Интересен он был всем, ведь когда ты думаешь о человеке, или стараешься его понять изучить, ты же не смотришь на него с одной стороны, наоборот, стараешься раскрыть все его черты, стороны и проявления. Начиная с детства, и заканчивая легендой и неотъемлемой частью истории советского спорта».

Исполнитель роли тренера Михаила Якушина Павел Трубинер: «Мой персонаж – Михаил Якушин – действительно один из величайших игроков и тренеров. Тяжело говорить, так как это реальный человек. Когда мы с Алексеем Пимановым обсуждали, каким он должен быть в фильме, мы решили так: чтобы он был не таким одинаковым, как обычно показывают в спортивных фильмах, некое клише тренера, а чтобы у него было хорошее чувство юмора, но при этом за ним скрывалась бы та сила и мощь, которая собирает ребят в единую команду. Надеюсь, что получилось, это оценит зритель, но это большое счастье испытать себя в таком кино».

Исполнитель роли вратаря Алексея Хомича Роман Курцын: «В фильме я играю вратаря Алексея Хомича, во время съемок у меня оторвалась грудная мышца. И до конца съемочного дня я находился на площадке с этой травмой. Только потом понял, что произошло, мне ее подшивали через подмышку. Но ни о чем не жалею, ведь в фильме будут отличные кадры, в которых действительно ощущается присутствие футбола. И для меня очень ценно, что я сыграл такую легендарную фигуру».

Исполнитель роли футболиста Константина Бескова Дмитрий Белоцерковский: «Футбол снимали максимально приближено к реальным событиям. Режиссер фильма – Алексей Викторович Пиманов– не понаслышке знает, что такое футбол, и прекрасно владеет этим видом спорта. Поэтому снимали мы неистово красиво, радостно, с любовью к этому делу. Мы понимали друг друга с полуслова на футбольном языке. Вот нужно было передачу сделать на 20 метров мячом 1945 года — да пожалуйста, мяч бил именно туда.

Каким получился мой персонаж, будет решать зритель, но я скажу, что Бесков проявил себя в этом кино не только как великий профессионал, забивший множество голов, которые мне нужно было воплощать в жизнь, но и там открывается его личная, человеческая история, его, можно сказать, первая любовь. Я не буду ничего рассказывать, зритель сам увидит, но мне, как актеру, было это безумно приятно играть, потому что все мы влюблялись, все мы помним это прекрасное чувство, от которого бежишь по небу (в нашем случае по футбольному полю). Это всё было у моего персонажа».

Исполнитель роли комментатора Вадима Синявского Павел Крайнов: «При подготовке к роли мне запомнилось, как ездил в фоновый архив, искал старые голосовые записи Синявского, записывал их на флешку и постоянно слушал в машине, пытаясь почувствовать интонацию и ощущение того времени, темпоритм существования. И попытаться представить то, как жили и чувствовали люди того времени! Надеюсь, что у нас получилось».

«Мне кажется это история о людях, умевших жить моментом и ценить каждую минуту! На их судьбу выпало огромное количество испытаний, для современного человека это не поддаётся осознанию! Но при этом они не почерствели, не прогнили, а оставались светлыми, искренними и настоящими! Нам есть чему у них учиться.

Валентин Гафт написал прекрасное четверостишие про этих ребят:

«Они стояли только нам известные,
Как кинозвёзд снимали их в кино.
Не знали они скромные и честные,
Что в мире были лучшими давно.»

Исполнительница роли журналистки Эбби Алена Коломина: «Я сама как зритель скажу, что это не просто патриотическое кино, это что–то большее. В нем рассказывается о великом поколении людей тех времён, они были абсолютно другие. Их оптимизм, желание жить, которое, мне кажется, только обострилось после войны. Нам есть, чему поучиться у них. Это точно интересное и красивое кино. Оно о любви к родине, о любви вообще, о самых главных человеческих проявлениях, которые сейчас, в такое сложное время, у нас чаще всего отсутствуют. Мы привыкли жаловаться, а у людей в то время не было ничего, но они были счастливы. Так что фильм — это заряд оптимизма; того, как нужно жить, любить родину, любить женщин и любить спорт».

Исполнительница роли атташе по культуре Виктории Стрелковой Евгения Лапова: «В фильме зритель познакомится с четырьмя женскими персонажами, которые абсолютно разные, но каждая из них уникальна в своем мировоззрении, отношении к мужчинам, к любви. Всегда интересно наблюдать за изменениями персонажа в сюжете, с чего он начинает, и к чему приходит в финале. В нашем фильме каждая героиня проходит свой путь, принимает, зачастую нелегкие решения, но всегда, однозначно, во имя любви. Все они молоды, красивы, несмотря на то, что им пришлось жить в тяжелые годы войны, они с надеждой и оптимизмом смотрят в будущее».

Авторы сценария Олег и Владимир Пресняковы: «Работа над сценарием «Одиннадцать молчаливых мужчин» – это один из самых интересных эпизодов в нашей творческой биографии. Прежде всего потому, что перед нами стояло несколько амбициозных задач. Во–первых, оживить события того времени. Как встретили наших звёзд, что думали о них, как проецировали на наших спортсменов интерес и настороженность к загадочной огромной России, победившей ужасного противника – нам было безумно интересно погрузиться в исторический материал. И то, что мы увидели в литературе об этом турне, поразило и вдохновило нас. Наши ребята заворожили своим талантом и обаянием английских болельщиков, всех, кто их видел. В них можно было влюбиться! И вот это было для нас самым главным – передать в сценарии энергию молодости и красоты, вдохновение Победы и любви. Вовторых, мы понимали, что жанр спортивной драмы сегодня нуждается в обновлении, поэтому сюжетно и композиционно мы фокусировались на психологии героев, а также на возможности –рядом с рассказом о футболе показать историю человеческих страстей и историю любви. Ну, и конечно, подобного рода работа требовала особого отношения к героям, многие из которых были нашими кумирами с самого раннего детства. Всеволод Бобров, Михаил Якушин, Константин Бесков, Вадим Синявский. Это потрясающие личности, которые, благодаря магии кино, могут говорить с нами о том, о чём сегодня редко говорим мы сами: о совести, о долге и о любви».

Операторпостановщик фильма Максим Шинкоренко: «Игра в футбол – это главная составляющая фильма для меня и, как выяснилось, самая сложная часть съемочного процесса. Настоящее футбольное поле имеет большие размеры, а игра длится полтора часа – столько примерно приходится бегать настоящим футболистам. Но съемочная смена длится двенадцать часов, и столько приходилось бегать нашим актерам. Чтобы на экране игра выглядела динамичной, нам приходилось физически уменьшать размеры поля и при этом выбирать такие ракурсы, чтобы на экране поле соответствовало реальным размерам. Камеру нужно было перемещать очень быстро, чтобы была иллюзия, что актеры двигаются на высоких скоростях. Для этого мы использовали коптер, быстробегающие тележки, но самые интересные ракурсы получались, когда члены операторской группы бежали вместе со стабилизирующим устройством по полю и камера находилась на уровне травы. По фону при этом мы видели большое количество людей на трибунах, что создавало ощущение присутствия. Для меня эти кадры остаются самыми выразительными.

Как известно, игра «Динамо» с «Арсеналом» происходила при сильном тумане. Нам хотелось воссоздать этот особенный лондонский туман.  Сложно было не только воссоздать, но и удержать его на нашем поле, особенно при сильном ветре. Пришлось использовать так много пиротехники, что мы задымили, наверное, весь район Лефортово».


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений