
Государственная Третьяковская галерея представляет выставочный проект Валерия Юрлова — художника-философа, одного из пионеров абстрактного искусства 1950-х годов. Его творчество более 70 лет выступает лабораторией по изучению и анализу структур, лежащих в основе окружающей действительности. Ретроспектива, объединившая свыше 150 работ из собрания Третьяковской галереи, самого автора и частных коллекций, демонстрирует многогранность метода Валерия Юрлова и цельность его художественного мышления.
В названии выставки содержится парадокс. Умозрение — философская система, в которой картина мира строится на основе логических выводов или интуитивных заключений о явлениях и событиях и не предполагает проверки опытным путем. Однако «опыты» Юрлова — это не научные эксперименты, а примеры «умозрения в красках», визуальные проекции наблюдений и размышлений художника об устройстве бытия.
Творческий метод Юрлова сложился на фоне эпохи оттепели, когда стало возможным изучение русского авангарда, а также знакомство с экспериментальными практиками зарубежных художников. Важную роль в формировании собственной философской системы, разрабатываемой автором с середины 1950-х годов, сыграло обучение в Московском полиграфическом институте (1949–1955) у мастеров авангарда — Павла Захарова, Ивана Чекмазова, Андрея Гончарова, Соломона Телингатера, Петра Митурича и Владимира Фаворского. Валерия Юрлова называют одним из пионеров послевоенной абстракции и соотносят с советским неофициальным искусством, несмотря на то что всю жизнь он стоит особняком, не вступая ни в какие творческие группировки.
Начало 1960-х годов стало для Юрлова периодом формирования двух основных линий его творческой системы — «Пара форм» и «Троица». В первом случае художник фокусируется на противопоставлении двух начал: формы, как магнитные полюса, сталкиваются, создавая напряжение между тяжестью и легкостью, геометрией и органикой, статикой и движением. В «Троице» же, напротив, элементы объединяются в гармоничную композицию, создавая ощущение равновесия. Эти циклы, несмотря на абстрактность, передают суть различных взаимоотношений и процессов.
Представленные на выставке произведения сгруппированы согласно основным смысловым и пластическим конструкциям мастера: «Контрформы», «Пара форм», «Быть в», «Троица». Фигуративные рисунки соседствуют с абстрактными коллажами и картинами 1950–1970-х годов, фотографии, ассамбляжи и объекты — с живописными работами 2020-х. Вне зависимости от выбора материала — бумага, холст, металл, дерево или пластик, мастеру удается ясно и цельно реализовать задуманное.
Сегодня, спустя десятилетия, Юрлов продолжает воплощать в жизнь свою теорию. Новые произведения автора — не повторение пройденного, а следующий этап экспериментов, подтверждающих состоятельность его художественной системы.
Выставка «Валерий Юрлов. Опыты умозрения» — это «открытая мастерская», где зритель становится свидетелем непрерывного процесса: старые идеи обретают неожиданные трактовки, а лаконичные композиции скрывают глубину, сравнимую с математическими формулами.