30 и 31 марта 2023 года на Новой сцене Театра Вахтангова премьерные показы спектакля «Павел I» – сценической версии Натальи Ковалёвой по произведениям Д.С. Мережковского и Е.Р. Симонова.
Заглавную роль исполнит заслуженный артист России Александр Олешко.
В спектакле играют: Ирина Дымченко, Юрий Поляк, Клим Кудашкин, Виталий Иванов, Игорь Карташёв, Олег Макаров, Елена Сотникова, Анна Антонова, Елизавета Палкина, Дарья Щербакова, Мария Риваль, Евгений Карельских, Наталья Молева, Ирина Калистратова, Ольга Гаврилюк, Михаил Васьков, Александр Рыщенков, Андрей Зарецкий, Карен Овеян, Евгений Кравченко, Данила Гнидо, Эюб Фараджев, Сергей Барышев, Александр Галочкин, Семён Арзуманов, Григорий Здоров.
Действие спектакля происходит в Санкт-Петербурге с 9 по 12 марта 1801 года
Наталья Ковалёва: «Я предпочитаю материал, в котором есть что-то важное для меня, а, значит, и для моих зрителей. В 1908 г. Мережковский написал пьесу «Павел I» о событиях 1801 года, но кажется, что пьеса написана про нас. Природа человека, психология толпы, жажда власти, любовь и ненависть, жизнь и смерть – главные темы пьесы, и они стоят диалога. Павел I – фигура сложная, неоднозначная. На протяжении двух с лишним веков менялось отношение к нему. Не судить, не возвести в кумиры, а попытаться понять – вот, что важно. Его отвага поражает, как восхищает и желание сделать свою страну сильной. Важно помнить, что Павел много сделал на благо Отечества – реформы в армии, в общественной жизни, в международной политике. Павлу приписывают слова: «Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем быть любимым за неправое». Это осознанный выбор жизненного пути. Есть о чём поговорить. Для меня театр – это диалог. В театре важно задавать вопросы, тревожить сердце и ум.
То, что я сейчас ставлю, не совсем Мережковский. Я много работала с текстом, сокращала, дополняла его и определила жанр получившейся сценической версии как «неисторический миф». В первом издании пьесы автор так обозначил её жанр – «пьеса для чтения». Это многое объясняет. Философ и историк Мережковский исследовал и обработал известный ему материал и поместил в пьесу, которую играть… невозможно. В ней 58 (!) персонажей, не считая массовки. Некоторые появляются, произносят одну реплику и исчезают. Моя задача была превратить пьесу для чтения в пьесу для игры. Брюсов сравнивал пьесу с хрониками Шекспира, в пьесах которого соседствуют проза и стихи. Так возникла мысль о соединении текста Мережковского со стихами из пьесы Е.Р. Симонова «Смерть Павла I». И в кульминационные моменты персонажи пьесы Мережковского стали произносить стихотворные монологи из трагедии Симонова.
Павла I называли русским Гамлетом. Если у Шекспира есть призрак отца Гамлета, то почему бы в пьесе о Павле I не появиться призраку его матери, великой императрицы Екатерины Второй?! У них были очень сложные отношения, он искал её любви и не находил. Не случайно он построил Михайловский замок на том месте, где стоял летний дворец, в котором он родился. Я дописала две сцены с матерью, воображаемую встречу Павла с нею. И это ещё больше вывело пьесу из пространства быта».