29 июля в Санкт-Петербурге в Мраморном дворце (Миллионная ул., 5/1) открылась выставка «Пейзаж в скульптуре и скульптура в пейзаже».

На экспозиции представлено около 100 скульптурных и 40 живописных произведений из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников Санкт-Петербурга и Москвы.

На выставке «Пейзаж в скульптуре и скульптура в пейзаже» впервые представлен необычный аспект такого традиционного жанра как пейзаж. На протяжении веков этот жанр оставался прерогативой живописи и графики, появляясь в скульптуре лишь как элемент фона в рельефах. Двадцатый век внес изменения в изображение пейзажа, выведя его из рамок двухмерного пространства бумаги и холста в трехмерность пластики. Со временем пейзаж из дополняющего скульптурную композицию (Л. Баранов «А. С. Пушкин в Летнем саду») становился самостоятельным жанром, наполненным смыслом, рождающим метафоры и ассоциации. 

Выставка «Пейзаж в скульптуре и скульптура в пейзаже» заняла залы третьего этажа Мраморного дворца. Идея создания подобной экспозиции возникла около 5 лет назад. За это время сотрудники музея тщательно отбирали работы, посещали мастерские художников в Санкт-Петербурге и Москве, искали новых, малоизвестных, но талантливых авторов. Многие из них выставляются впервые, что делает выставку знаковой не только для Русского музея, но и для самих художников.

На экспозиции представлены работы 1960-х – начала 1970-х гг., когда в стране стали появляться новаторские скульптурные произведения, такие как рельеф В. Волкова «Деревня» или «Пейзаж» Н. Жилинской, где автор создает модель мира с населяющими его различными персонажами, помещенными в природную среду. Эти произведения стали отправной точкой в развитии скульптурного пейзажа. Со временем обращение скульпторов к данному жанру стало тенденцией, именно поэтому большую часть экспозиции занимают работы современных авторов. Расширяется и тематика произведений – это не только ландшафт, но и урбанистические пейзажи. Тревога за промышленное загрязнение воздуха звучит в работе Г. Постникова «Туча над заводом», в композиции К. Михалевой «Город», где руины – аллегория бренности существования. Совсем другое настроение у произведений В. Гориславцева «Спящий город» и «Отражение» – это лирическое любование архитектурой Санкт-Петербурга. Природные явления во всем их разнообразии изображаются скульпторами (В. Цивин «Оттепель», А. Ерёмин «Дождь», Е. Зарецкая «Полнолуние»). Бурная водная стихия вдохновила авторов на перенос изменчивой субстанции в скульптурный материал (Н. Посядо «Разговор ветра и волн», С. Демидова «Пучина», Д. Андреев «Шторм»). Новации, которые внес XX век в искусство – абстрактное формообразование, коллажные принципы построения композиции, использование новых технических средств (видеоарт, аудиоэффекты) – не обошли стороной и пейзажный жанр (А. Красулин «Пейзаж», С. Борисов «Транс-облако», Т. Трошин «Сити», О. Татаринцев «Поле», П. Инфанте «Илиада», В. Наседкин «Архитектура воды, металла и камней (Город-утопия)»). Скульптурный пейзаж отражает все многообразие стилистических и формальных поисков авторов. 

Один из залов полностью посвящен теме скульптуры в пейзаже. В XX веке скульптура перестает быть фоном для разворачивающихся на холсте событий, она словно выходит за рамки отведенной ей роли немого свидетеля и задает эмоциональный строй всей картине. Таковы фантасмагорические образы статуй на картинах Н. Бенуа и П. Уткина. В советское время изображения памятников вождям создавали пропагандистский посыл и призывали к действию (С. Павлов «Строительство Володарского моста»). В постсоветский период, когда необходимость в агитационном пафосе прошла, изображения памятников и статуй не уходят на второй план. В картине А. Давыдовой «Гибель богов» разбитые скульптуры, символизирующие уходящую эпоху, несут в себе основную смысловую нагрузку, а ироничный «Автопортрет» Е. Буравлевой, представляющий памятник самой себе, отсылает к знаменитым строкам поэта о «нерукотворном памятнике».  Произведения старых и новых мастеров представлены рядом, показывая преемственность поколений и развитие тематики скульптуры в пейзаже. 

В открытии выставки приняли участие: 
– заведующий отделом живописи XVIII – I половины XIX вв. Голдовский Григорий Наумович;
– представитель «Севергрупп» Пасенова Марина;
– заведующий сектором скульптуры XX – XXI веков Василевская Елена Викторовна.

Посетить выставку и по-новому оценить роль пейзажа в современном искусстве можно до 30 сентября 2021 года.



Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений