Первый Оскар Сергея Мокрицкого ∞ zeitnotinfo.ru

21 апреля кинокомпания «Централ Партнершип», кинокомпания «Новые люди», при участии телеканала «Россия 1», при поддержке Фонда кино и ПФКИ выпускает в отечественный прокат фильм Сергея Мокрицкого «Первый Оскар».

1941 год. Двадцатилетние студенты-операторы Лев Альперин и Иван Майский соперничают за звание лучшего оператора курса и за любовь красавицы Юны с актерского факультета. Когда начинается эвакуация, они втроем отказываются уезжать и отправляются на фронт: Юне предстоит выступать в концертной бригаде, а Иван и Лев становятся военными кинооператорами. Их соперничество продолжается и здесь, но испытания и ужасы войны, мужество и подвиги советских солдат, свидетелями которых они становятся, меняют их взгляды на творчество и жизнь. Только благодаря этому им удается снять кадры, которые войдут в историю…

Вдохновлено реальными событиями: снятый в рекордные сроки документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» режиссеров Ильи Копалина и Леонида Варламова в 1943 году удостоился первой в истории «Оскара» награды за Лучший документальный фильм. Это первый «Оскар», полученный отечественными кинематографистами.

В основе нового проекта режиссера Сергея Мокрицкого «Первый Оскар» – уникальная реальная история съемок документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» в 1941 году. Лента была удостоена первой в истории «Оскара» награды за Лучший документальный фильм, и именно этот «Оскар» стал первым для отечественных кинематографистов.

В центре сюжета – история дружбы и соперничества двух студентов-операторов, борющихся за внимание актрисы Юны, а также удивительная история битвы за советскую картину легендарного продюсера «Унесенных ветром» Дэвида О. Селзника, бросившего вызов косности американской киноакадемии и собственному тестю, всемогущему Луису Б. Майеру, одному из создателей «Оскара».

По словам режиссера Сергея Мокрицкого, идею принесла продюсер и его жена Наталья Мокрицкая. «Наталья все правильно рассчитала: где-то внутренне я был готов снять подобный фильм, – вспоминает режиссер Сергей Мокрицкий. – Для меня история создания фильма «Разгром немецких войск под Москвой» – личная. Операторы, которые снимали этот фильм, были нашими учителями и мастерами во ВГИКе. Они рассказывали, в каких тяжелейших условиях осени и зимы 1941-1942 годов приходилось работать. На круглосуточно работающую Центральную студию кинохроники постоянно поступал новый материал: от съемок боевых атак на подступах к столице до разграбленных Ясной поляны и Музея Чайковского в Клину. Фронтовые кинооператоры вместе с войсками входили в разрушенные города и села и фиксировали на пленку страшные свидетельства нацистских преступлений. «Плачьте, но снимайте!» – таков был наказ фронтовым операторам Александра Довженко. И они снимали. Из кадров это великой Кинохроники и складывался образ народа-победителя, твердо намеренного отстоять свой дом, свою страну».

Во ВГИКе мастером Сергея Мокрицкого был Александр Владимирович Гальперин. Во время войны он был фронтовым кинооператором, выполнял специальные задания Сталина. «И еще один наш мастер, Колошин Анатолий Александрович, также снимал войну. Они были прекрасными педагогами, отзывчивыми и искренними людьми, – продолжает Сергей Мокрицкий. – Один из главных героев «Первого Оскара» носит фамилию Альперин, а отца главной героини зовут Александр Владимирович – таким образом я передаю поклон своему мастеру Александру Владимировичу Гальперину».

«В русской литературе существует огромный пласт прекрасной фронтовой прозы. Всем известны ее авторы: Григорий Бакланов, Василь Быков, Борис Васильев, Василий Гроссман, Виктор Некрасов и другие. Многие фильмы показывают войну страшно и правдиво: «На войне как на войне» Виктора Трегубовича, «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Иди и смотри» Элема Климова и другие. Но вот фильмов о кинооператорах на войне снято мало, – рассказывает Сергей Мокрицкий. – Все эти книги и фильмы служили для нас источником в работе над сценарием. А еще драматурги Максим Бударин и Юрий Ненев использовали книгу Фомина и Михайлова «Цена кадра». Этот уникальный труд, в котором собраны документы, приказы, докладные записки и письма фронтовых операторов, оказался бесценным для правдивого показа событий в нашем фильме. Но главным источником для нас был сам фильм «Разгром немецких войск под Москвой», структура которого нам подсказывала структуру «Первого Оскара». Режиссерам фильма «Разгром немецкий войск под Москвой» Илье Копалину и Леониду Варламову удалось талантливо организовать съемочный материал фронтовых кинооператоров. Фильм получил признание зрителей и в Советском Союзе, и за рубежом. Впервые в истории советского кино фильм совершенно заслуженно получил «Оскар»».

Сергей Мокрицкий, режиссер: «Для меня история создания фильма «Разгром немецких войск под Москвой» – личная. Операторы, которые снимали этот фильм, были нашими учителями и мастерами во ВГИКе. Они рассказывали в каких тяжелейших условиях осени и зимы 1941-1942 гг. приходилось работать. На круглосуточно работающую Центральную студию кинохроники постоянно поступал новый материал: от съемок боевых атак на подступах к столице до разграбленных Ясной поляны и Музея Чайковского в Клину. Фронтовые кинооператоры вместе с войсками входили в разрушенные города и села и фиксировали на пленку страшные свидетельства нацистских преступлений. «Плачьте, но снимайте!» – таков был наказ фронтовым операторам Александра Довженко. И они снимали. Из кадров это великой Кинохроники и складывался образ народа-победителя, твердо намеренного отстоять свой дом, свою страну».

В главных ролях – молодые звезды Тихон Жизневский («Майор Гром: Чумной доктор», «Огонь», «Топи»), Антон Момот («Братство») и Дарья Жовнер («Теснота», «Доктор Лиза», «Медиатор»). Также в фильме снялись зарубежные актеры – номинант на премию «Оскар» Майкл Лернер («Бартон Финк»), Остин Бэсис (сериалы «Родина», «Люцифер», «Красавица и чудовище»).

Тихон Жизневский: «Признаюсь, я всегда с опаской относился к военным фильмам, которые у нас снимаются, но этот сценарий меня переубедил. Это очень интересная история, про которую знает не так много людей.

По сути этим документальным фильмом был разрушен миф о непобедимости немецких войск. Показали, что можем сопротивляться. Благодаря нему мир вообще понял, что можно дать отпор».

Антон Момот: «Здесь нет напускного героизма, нет категоричности. Мой герой – пацифист, он не хочет быть орудием убийства. Для меня это антивоенное кино».

Дарья Жовнер: «Мы снимали не просто войну, а войну именно через судьбы военных операторов. Такого еще не было. Надеемся, что какая-то часть зрителей потом посмотрит «Разгром немецких войск под Москвой», потому что это выдающийся фильм».

«Первый Оскар» – во всех кинотеатрах страны с 21 апреля 2022 года!


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений