Первый снег Наталии Кончаловской ∞ zeitnotinfo.ru

3 марта в российском прокате стартует трагикомедия «Первый снег» режиссера Наталии Кончаловской с участием Юлии Шульевой, Елены Морозовой, Анны Пересильд, Марины Маныч, Марка Эйдельштейна, Алексея Ильина, Ивана Агапова, Маргариты Аброськиной. Премьера картины состоялась в августе прошлого года в конкурсной программе 29-го кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге.

 «Первый снег» – полнометражный дебют режиссера Наталии Кончаловской, для которой это  очень личный фильм, основанный как на собственном опыте, так и на наблюдениях за людьми вокруг: «Я пыталась на какой-то легкой ноте поднять важные вопросы: как мы делаем свои выборы по жизни? Насколько эти выборы нам принадлежат? Почему большинство людей занимаются совсем не тем, чем бы им на самом деле хотелось? Ответа у меня нет, и финал фильма, когда две героини встречаются в секции айкидо, – открытый: это не значит, что они наконец начали заниматься тем, что им нравится, это скорее лишь первый шаг к своему осознанному личному выбору, когда ты опираешься только на себя, не оглядываясь на свое окружение. Это сложный процесс – понимания своих собственных стремлений, желаний, попытка самореализации и гармонизации внешнего и внутреннего. Большинство из нас понимает, чего мы не хотим – а вот чего хотим, с этим сложнее».

Продюсер Елена Степанищева считает, что фильм, хотя и показывает проблему преимущественно женскими глазами, затрагивает общечеловеческие вопросы, и не ограничивается узкими гендерными рамками: «Разумеется, это не только женская проблема, и это не значит, что у мужчин все классно. Наташа много думала на эту тему, и у нее получилось довольно осмысленно и неглупо высказаться по этому поводу».

Размышляя на тему взаимоотношений с родителями и необходимости отстаивать свою независимость от чрезмерной родительской заботы, Наталия Кончаловская считает, что в отношениях с ее отцом, всемирно признанным мастером кинорежиссуры Андреем Кончаловским, ей удается сохранять творческую самостоятельность: «Я работала на съемках «Рая» и «Греха» скрипт-супервайзером, многому училась и учусь у своего отца, и некое его влияние, естественно, ощущаю. Но все-таки мы с Андреем Сергеевичем разные личности, я ищу в этой профессии свой путь – как и героиня моего фильма. По каким-то моментам, точечно, я с ним, конечно, советовалась, но у него достаточно определенно сложившееся мнение о том, каким должно быть кино, и это мнение не всегда совпадает с моим».

КАСТИНГ

В «Первом снеге» нет явного и единственного главного героя, все персонажи почти одинаково важны. Драматургия построена таким образом, что от правильно подобранного актерского ансамбля зависит успех фильма, и Наталия Кончаловская подошла к кропотливому процессу выбора актеров с особой тщательностью: «Тема отношений матери и дочери уже затрагивалась в моем короткометражном фильме «Весна», и вся эта история постепенно начала обрастать второстепенными персонажами, которые мало-помалу вышли на первый план, и таким образом первоначальный сюжет про мать и дочь трансформировался в ансамблевый фильм. Мне очень повезло с кастинг-директором, Марией Судницыной, с которой мы быстро нашли общий язык – она сразу почувствовала, что мы ищем. В первую очередь мы искали ярких личностей и в их выборе руководствовались сердцем. Это один из самых моих любимых и сложных процессов при подготовке фильма – когда по крупицам пытаешься найти какую-то гармонию и почувствовать попадание в тональность, в атмосферу фильма, так подобрать друг к другу актеров, каждый из которых приходит со своей энергетикой, чтобы в итоге зазвучала общая мелодия».

«Первый снег» стал дебютом не только для режиссера, но и для исполнительниц ключевых женских ролей: Юлии Шульевой, сыгравшей выпускницу факультета финансовой стратегии, которой совсем не интересны рыночные тренды, и 10-летней Анны Пересильд, снявшейся в роли видеоблогерши, рассказывающей подписчикам о повадках хомяков. Дочь актрисы Юлии Пересильд, Аня, как и Наталия Кончаловская, продолжает кинематографическую династию. А о том, что связывает Юлию Шульеву с семьей Кончаловских, Наталия поначалу и не подозревала: «Как только Аня пришла, с первой же пробы, я поняла, что это именно тот персонаж, которого я искала. Для меня это абсолютно интуитивный процесс, как бывает иногда в дружбе: ты встречаешь человека, и понимаешь, что это твой человек, и с кастингом точно так же, все основано на влюбленности именно в этих актеров. А Юля Шульева на самом деле учится на режиссерском факультете ГИТИСа у моего отца – когда я об этом узнала, мне показалось забавным это совпадение. Поскольку актер приходит на площадку со своим внутренним миром, то Юля очень много привнесла в фильм и в свою героиню Кристину».

По мнению Елены Степанищевой, в случае с дебютным проектом слишком активное продюсерское вмешательство в процесс кастинга нецелесообразно в творческом плане, и лучше предоставить начинающему режиссеру свободу, чтобы в полной мере объективно оценить его потенциал: «Конечно, мы обсуждали кастинг. Например, моя любимая Елена Морозова нравится мне в любом качестве. Мы утверждали актеров, но никого не навязывали. Ты делаешь дебют, чтобы посмотреть, что получится при тех ресурсах, какими может располагать дебютант. Это не коммерческий проект, здесь ты просто стремишься увидеть, что ты можешь получить от этого автора».

Одной из самых ярких звезд в актерском составе «Первого снега» стала Елена Морозова, получившая на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге спецприз жюри «за талантливое воплощение богатого и противоречивого женского мира». Роль матери Кристины, женственной, аристократичной и романтичной риелтора Марины, стала для актрисы первой по-настоящему материнской ролью в ее обширной и разнообразной фильмографии. Не последнюю роль в согласии Елены Морозовой сняться в фильме сыграли личные мотивы: «История отношений между матерью и дочерью для меня сейчас очень важна, потому что у меня подрастают дети, и мне хочется прожить разные истории именно как матери. Моя героиня пытается с помощью дочери исправить то, что ей самой не удалось в свое время. Она влюбилась, рано забеременела, родила, и поэтому у нее не сложилось какой-то научной карьеры. Чтобы это компенсировать, она стремилась дать дочери хорошее образование и возлагает на нее большие надежды: что у нее сложится все то, что не сложилось у матери. Это достаточно распространенная ситуация у мамы с дочкой. Мне эта история очень симпатична тем, что у моей героини есть некая параллельная жизнь, в которой есть место для искусства и творчества. Это невероятно трогательно, в то же время смешно, и в каких-то моментах это прямо про меня. Моя романтичность и иллюзии по отношению к этому миру именно такого плана – когда ты немножко все приукрашиваешь, а потом все оказывается совсем не так».

Тематика «Первого снега» далеко не исчерпывается отношениями родителей и детей. Картина поднимает фундаментальные философские и социальные вопросы, связанные с правом личности не зависеть от общепринятых представлений о том, что такое успех и счастье. Об этом рассуждает Елена Морозова, проводя параллели со своей жизнью: «Я сейчас тоже ращу своих детей и подсовываю им разные варианты будущего – как и где можно развиваться: это и скульптура, и рисование, и музыка, и баскетбол, и карате, и шахматы, и языки. Но все равно мой 12-летний сын, уже практически взрослый, может сказать: «Мам, я понимаю, что тебе этого очень хочется, но мне не интересно этим заниматься». И я внутренне вздыхаю, но все-таки прихожу к убеждению, что счастливая жизнь не в том, чтобы занимать какую-то должность, и не в том, чтобы достичь материального комфорта. Если возводить этот комфорт в абсолют и постоянно думать о нем, понятно, что он и будет тебя вести по жизни: будет хотеться жить еще лучше, купить машину подороже или еще что-то. А я счастливый человек, потому что я – раз! – занырнула в Шекспира, и всё, могу три дня подряд есть одну гречку. Потому что есть какое-то другое питание – питание души. Мне кажется, «Первый снег» именно об этом. Нас окружает маркетинговый мир, который даже отпуская человека с работы, все равно продолжает диктовать, о чем ему думать, и это не какие-то духовные потребности, а прежде всего вопрос: «А не купить ли мне вот это?»».

ПРОИЗВОДСТВО

«Первый снег», в котором события развиваются словно сами собой, производит впечатление фильма, очень легко давшегося его создателям, высказавшим все, что они хотели, словно на одном дыхании. Однако продюсер Елена Степанищева поясняет, что с режиссерами-дебютантами не так все просто: «Конечно, с  дебютантами всегда интересно, они еще не устали от рутинной работы и не привыкли к стандартным схемам, и это приятно. Но все равно есть и какие-то сложные нюансы. В любом случае  я рада, что «Первый снег» выглядит таким легким, и когда его показывали на кинофестивале «Окно в Европу», зрители хорошо принимали».

Специфику работы с Наталией Кончаловской, не имеющей режиссерского образования и отличающейся в своем подходе от других российских режиссеров, описывает Елена Морозова: «Когда я познакомилась с Наталией Кончаловской, я поняла, что очень хочу работать с этим режиссером. До того, как я была утверждена, мы много встречались и делали множество проб, в том числе и с моей партнершей Юлией Шульевой – мы втроем с Наташей собирались несколько раз на три репетиционных часа, устраивали читки, разбирали сцены, пробовали сыграть так или этак. Я очень благодарна Наташе за этот период, потому что не каждый режиссер может себе и актерам такое позволить, по тем или иным причинам. Но это было очень классно, потому что была возможность попробовать разные тонкие моменты. Юля Шульева – очень чуткий партнер. А Наташа – очень тонкий режиссер. Она отличается мягкой и интеллигентной манерой общения, что, честно говоря, нечасто встречается у режиссеров в России. Но за этой мягкостью и интеллигентностью чувствуется жесткая структура, выстроенная у режиссера в голове. Наташа умеет добиваться своего, и при всей своей мягкости и интеллигентности она никогда не остановится на достигнутом результате, если он ее не устраивает и если у нее что-то не получается, на ее взгляд. Меня это поначалу удивляло: казалось бы, мы уже разобрали сцену, обсудили, попробовали разные варианты, но Наташа возвращалась к ней снова и снова, и это было очень интересно».

Умение Наталии Кончаловской совмещать мягкость в общении на съемочной площадке и твердую режиссерскую руку отмечает Елена Степанищева: «Наташа, с одной стороны, трепетная девушка, нежный и тонкий режиссер, но с другой стороны, она имеет свой четкий план и очень настойчиво добивается своих целей. Она пришла с классной командой, в которой, так нечаянно получилось, все женщины, кроме звукорежиссера. Некоторых членов группы мы знали и раньше: скажем, отличный оператор Мария Фалилеева, которая с нами уже работала. Я практически не настаивала ни на каких изменениях в этой команде, единственно, я хотела конкретного режиссера монтажа, и мне кажется, это пошло на пользу фильму. Мы рады, что могли дать режиссеру свободу выбора группы. Результат, который мы получили, показывает, что тут есть хороший потенциал, и сейчас мы с Наташей готовим второй полнометражный проект».


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений