2 марта в Большом зале Петербургской филармонии состоится второй концерт цикла, посвященного 90-летию Академического симфонического оркестра. Коллектив под управлением народного артиста России Николая Алексеева исполнит историческую программу, которой дирижировал Арвид Янсонс, возглавлявший оркестр в 1964-1967 годах. Прозвучат Симфония № 1 «Классическая» Прокофьева, Симфония № 8 Бетховена и Скрипичный концерт Сибелиуса; солист – один из ярчайших скрипачей молодого поколения Айлен Притчин.
«Каждая филармония уникальна по-своему. Петербургская – это прежде всего великие традиции: в 2021 году мы отмечаем 100-летие концертной организации – этой дате посвящены нынешний и следующий концертные сезоны – но история ее восходит много дальше, к XIX-началу XX века, когда в Зале Дворянского собрания (ныне Большой зал филармонии) выступали величайшие музыканты своего времени – Лист, Берлиоз, Вагнер, Дворжак, Рубинштейн, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Скрябин. Еще одна неповторимая черта Петербургской филармонии – в том, что она объединяет два симфонических коллектива: старейший в стране Заслуженный коллектив России, ведущий историю от 1882 года, когда по повелению Александра III был учрежден Придворный музыкантский хор, и Академический симфонический оркестр, созданный в 1931 году как концертный ансамбль Ленинградского радиокомитета. Именно он – еще не будучи филармоническим – 9 августа 1942 года осуществил в осажденном Ленинграде, в Большом зале филармонии, знаменитую “блокадную” премьеру Седьмой “Ленинградской” симфонии Шостаковича под управлением Карла Элиасберга», – рассказывает Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии.
Постоянная публика Филармонии хорошо знает и любит оба коллектива, но нередко бывает, что вне филармонической среды их названия путают, не понимают разницы между ними, иногда даже думают, что оркестр в филармонии один.
«Представляя себе историю оркестров и ориентируясь в их репертуаре, перепутать один с другим невозможно, – говорит заместитель художественного руководителя филармонии, – Заслуженный коллектив России сохраняет стать и манеру придворного оркестра, исполняет прежде всего признанные шедевры. Академический симфонический оркестр в силу того, что первые десятилетия его работы проходили в живом радиоэфире, требовавшем стремительного освоения широчайшего репертуара, в том числе – и исполнения только что написанной музыки, до сих пор сохраняет эту поразительную гибкость, стилистическую разносторонность, открытость новому, каждый сезон исполняя современные сочинения – например, в сезоне 2020/2021 запланирована мировая премьера симфонии Слонимского, исполнение музыки Пендерецкого, уже прошел концерт, посвященный 90-летию со дня рождения Андрея Петрова, в исполнении коллектива звучала музыка Адамса и Радвиловича».
Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии отмечает 90-летие в 2021 году. Цикл, посвященный этой дате, объединяет программы, звучавшие в Большом зале филармонии под управлением дирижеров, в разные годы возглавлявших оркестр. Цикл открылся 31 января программой Н.С. Рабиновича, прозвучавшей под управлением Василия Синайского, солистом выступил пианист Никита Мндоянц. 30 марта программой из сочинений, звучавших под управлением А.С. Дмитриева, продирижирует Владимир Федосеев, солист – виолончелист Алексей Массарский. Цикл завершится 22 июня легендарной программой Карла Элиасберга (главный дирижер в 1936-1949-м и 1954-1957-м годах): под управлением Владимира Альтшулера Академический симфонический оркестр исполнит Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича.
Билеты на концерт 2 марта доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.
Арвид Янсонс впервые выступил на сцене Большого зала филармонии 11 июля 1946 года в рамках Всесоюзного смотра молодых дирижеров: так началось его сотрудничество с Ленинградской филармонией, которое продолжалось несколько десятилетий. С 1950 года Арвид Янсонс был ассистентом Евгения Мравинского, а в 1952-м стал штатным дирижером Заслуженного коллектива Республики академического симфонического оркестра филармонии и остался на этом посту до последних дней жизни. Одновременно, в 1964–1967 годах, Арвид Янсонс руководил Симфоническим оркестром филармонии (ныне Академический симфонический оркестр). Именно Янсонс дирижировал на первых зарубежных гастролях коллектива в Финляндии в 1965 году. Он чрезвычайно активно выступал с оркестрами филармонии как в Ленинграде (в конце 50-х ‑ начале 60-х годов под его управлением проходили до 6 концертов в месяц!), так и в гастрольных поездках по СССР и за рубежом, неоднократно открывал филармонические сезоны. Кроме того, Арвид Янсонс дирижировал и зарубежными коллективами – в странах Европы, в Японии,
в Австралии. Немало времени и сил уделял он преподаванию: с 1972 года вел дирижерский класс
в Ленинградской консерватории (до 1976-го был заведующим кафедрой), руководил дирижерскими семинарами в Финляндии, Германии, Швеции.
Обширный репертуар музыканта включал практически всю классическую симфоническую музыку. Янсонс любил монографические концерты, регулярно проводил вечера симфонических миниатюр. Под его управлением прошло множество премьер сочинений современных композиторов, в том числе в рамках фестиваля «Ленинградская музыкальная весна»: среди них ‑ Первая симфония Слонимского, Sinfonia Robusta Тищенко, сюита из балета «Сотворение мира» А. Петрова, многие произведения Арапова (его Концерт для оркестра посвящен дирижеру).
Арвид Янсонс был великолепным дирижером-аккомпаниатором. Вот лишь некоторые фамилии выдающихся солистов, выступавших с ним: Огдон, Лилл, Бенедетти Микеланджели, Бадура-Шкода, Ростропович, Рихтер, Шафран, Соколов, Гилельс, Башкиров, Крайнев, Щедрин (композитор исполнял свой Второй концерт).
Последний концерт Арвида Янсонса в Большом зале состоялся 22 сентября 1984 года с Академическим симфоническим оркестром, прозвучали Второй концерт Рахманинова (солист С. Иголинский) и Шестая симфония Чайковского. Спустя два месяца дирижер гастролировал в Великобритании, и во время концерта в Манчестере с Симфоническим оркестром Галле его сердце остановилось.
Важное место в репертуаре Арвида Янсонса занимала музыка Шостаковича. Особенно часто он исполнял Пятую, Седьмую и Девятую симфонии. Дирижировал и Десятой, в том числе, в последний год жизни – на гастролях с Заслуженным коллективом в Болгарии. Ее партитура, подписанная Арвидом Янсонсом, хранилась в домашней библиотеке его сына – выдающегося дирижера Мариса Янсонса.