Этим летом студенты Мастерской Миндаугаса Карбаускиса оканчивают свое обучение в ГИТИСе: в июне состоится неделя выпускных спектаклей Мастерской. Вход на события будет осуществляться по предварительной записи. Запись на спектакли в ГИТИСе будет открыта за два дня до события в соцсетях Мастерской. Запись на спектакли Театра Маяковского откроется 1 июня – информация и ссылка на запись через TimePad появится в соцсетях и на сайте Театра Маяковского 1 июня в 12:00.
Из истории:
Мастерская Миндаугаса Карбаускиса появилась в ГИТИСе в 2017 году. Миндаугас Карбаускис окончил режиссерский факультет ГИТИСа, мастерскую Петра Фоменко, которого, кстати, в пятидесятых-шестидесятых учил тогдашний худрук Театра Маяковского Андрей Гончаров. Ровно спустя 20 лет с момента своего поступления Миндаугас Карбаускис вернулся в альма-матер, но теперь уже как руководитель курса на кафедре мастерства актера.
С самого первого курса студенты Мастерской были активно заняты в жизни Театра Маяковского, вводились в репертуарные постановки, были задействованы в премьерах Театра Маяковского. За работу в спектакле «Йонапатофа» студенты Мастерской Миндаугаса Карбаускиса Юлия Марычева и Станислав Кардашев стали лауреатами Ежегодной театральной премии газеты «Московский Комсомолец» (лучшая женская роль и лучшая мужская роль второго плана в категории «Начинающие»).
Подробнее о неделе выпускных спектаклей Мастерской Миндаугаса Карбаускиса:
10 июня (четверг) в 19.00 (ГИТИС, аудитория 26)
«КТО УБИЛ ФЕДОРА ПАВЛОВИЧА»
по мотивам одиннадцатой книги романа «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского
Режиссера Анатолий Шульев
«Мы работали над текстами Достоевского в прошлом году еще до карантина. Разделили курс на несколько групп — каждая погружалась в свой роман. Я и еще восемь студентов читали “Братьев Карамазовых”. Изучали мир романа, затем я предложил остановиться на одиннадцатой книге: в ней была своя внятная структура, обыгрывающая основные мотивы романа, у каждого героя там есть своя яркая сцена. Мы разбирали обстоятельства жизни персонажей, нащупывали стержень каждой сцены и всей главы в целом. Потом ушли на карантин, ребята записывали монологи из Достоевского и отправляли нам видео. К началу этого года студенты настолько были погружены в материал, что спектакль вырос сам собой. Мне кажется, он у нас получился живой, шутливый, занимательный, но с “битым стеклом” на полу — герои как бы не могут устоять на месте. Мне с нашими молодыми артистами было интересно искать героев и их сцены, ребята легко откликались на каждое мое предложение, поэтому работа над Достоевским была полезным и увлекательным опытом как для студентов, так и для меня, режиссера-педагога», – Анатолий Шульев.
11 июня (пятница) в 19.00 (ГИТИС, аудитория 26)
И.Гончаров «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Режиссер Никита Кобелев
«Мы начали работу над отдельными сценами этого спектакля еще на втором курсе, потом очень активно работали на четвертом. В “Обыкновенной истории” очень сложные роли, и то, что этот спектакль есть и он нравится зрителю, наверное, это значит, что ребята смогли. Конечно, если ставить контекст профессиональной игры, то есть с чем сравнить и можно найти недочеты, но в целом это достаточно убедительная работа с их стороны. Ведь эта история касается их самих, молодых людей, все проживают эти моменты столкновения со взрослой жизнью. И когда мы работали, мы пытались в героях отыскать их личное, больное, их отношение к событиям, чтобы они рассказывали о себе, о своих проблемах. Я думаю, это был для них важный опыт — понимать, что ты должен быть не просто исполнителем, не просто говорить чужие слова, но и сделать их своими собственными, рассказать через них свою историю», — Никита Кобелев, режиссер спектакля.
12 июня (суббота) в 18.00 на Малой сцене Театра Маяковского
В. Розов «В ДЕНЬ СВАДЬБЫ»
Режиссер Анастасия Имамова
Виктор Розов, один из крупнейших драматургов XX века, с появлением которого началась новая театральная эпоха, связанная с именами Анатолия Эфроса и Олега Ефремова, новым периодом Центрального детского театра и возникновением «Современника», начинал свой творческий путь именно в Театре Маяковского. Окончив училище при Театре Революции, Виктор Розов был принят в труппу, где, по его собственным словам, «родился не только как артист, но и как драматург…».
Виктор Розов – тонкий знаток человеческой души. Его пьесы, написанные в лучших традициях русского психологического театра, дали многим выдающимся артистам, среди которых Олег Ефремов, Алла Покровская, Олег Табаков, Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, возможность сыграть определяющие роли в своей творческой биографии.
Герои пьесы «В день свадьбы», как и сами исполнители (студенты Мастерской Миндаугаса Карбаускиса), находятся в самом начале своего пути – впереди вся жизнь, и то, какой она будет, во многом зависит от правильности принятых именно сейчас решений. Искренний и честный спектакль о любви, дружбе, доброте и чести поставлен режиссером-педагогом Анастасией Имамовой. Художник-постановщик Мариус Яцовскис.
В доме Ильи Григорьевича Салова (заслуженный артист России Юрий Коренев) царит предсвадебная суета – уже завтра его дочь Нюра выходит замуж за Михаила. Все вокруг считают пару образцовой, всем ставят ее в пример. Но ровно накануне свадьбы Михаил встречает свою первую любовь Клаву, с которой они вместе росли в детдоме, и оказывается, что чувства все еще живы…
Анастасия Имамова, режиссер спектакля: «Все началось на втором курсе, когда мы делали советскую драматургию, и мне попался Розов. Мы сделали с ребятами несколько отрывков, и Миндаугас предложил поставить спектакль. Я думаю, получилось именно то, что мы задумывали. Очень во многом помогали художественный руководитель и вся команда Театра Маяковского. Мне оставалось только работать с ребятами над ролями, над спектаклем, и я получила огромное удовольствие. Работа с ребятами — это молодость, радость, энергия, здоровье. Это люди, у которых жизненная сила на пике, при этом у них нет огромного опыта, и они тебе доверяют. В таком содружестве рождаются маленькие чудеса. Они — гении, и я ни в ком не сомневаюсь».
Из отзывов театральных критиков:
«Один из лучших спектаклей, увиденных за последнее время. Режиссёр Анастасия Имамова делает театр для людей, а не для премий. Хотя за такую филигранную работу с молодыми артистами и с пьесой советского классика Виктора Розова еë обязательно должны отметить…»
(Влад Васюхин)
«Наконец-то посмотрела спектакль про любовь!.. Студентам легко играть «В день свадьбы» — там речь о переживаниях молодых людей. Студентам легко давать играть «В день свадьбы» — там много хорошо прописанных персонажей. Студентам легко завоевать сердца зрителей, играя «В день свадьбы» — там есть, за чем следить и кому сочувствовать.
Все влюбляются, расстаются, бросаются в объятия, неловко переглядываются (сыграно прекрасно). Делают выбор, который в тот момент кажется самым важным в жизни. Наверное, он такой и есть. Хотя, конечно, потом будут ещё. Почти два с половиной часа на маленькой сцене, посреди советского дефицита, каких-то кульков и узелков, разворачивается всеобщая любовь-нелюбовь, поиск себя в другом человеке и другого человека — в себе…»
(Зоя Бороздинова)
«Давнюю, еще начала 60-х годов, пьесу Розова, постановщик Анастасия Имамова сильно (хотя и не до конца) очищает от советскости и примет быта того времени. В результате текст начинает звучать супер-актуально. Но не потому, что он неожиданно выглядит как прото-феминистский, хотя действительно выглядит. А потому что он обращается к важнейшей вещи, которая в разговорах о партнерстве, личных границах, свободах, правах как то стала теряться – любви. Это вообще достаточно уникальный спектакль для московской сцены сейчас, поскольку речь в нем идет исключительно о любви. Почти у всех действующих пар в спектакле непростой, но все же именно и только о ней…»
(Олег Лапшин)
«Молодой режиссер Анастасия Имамова находит в пьесе, написанной в 1963 году, ответы на вполне сегодняшние вопросы: какова цена поступка, что скрывается под словом «любовь»?.. Имамова строит спектакль так, что каждому актеру есть что играть, персонажи туго вплетены в единый ансамбль…»
(Нина Карпова)
13 июня (воскресенье) в 18.00 на Сцене на Сретенке Театра Маяковского
У. Фолкнер «ЙОКНАПАТОФА»
Сценическая версия и постановка Миндаугаса Карбаускиса
Уильям Фолкнер, лауреат Нобелевской, Пулитцеровской, Национальной и многих других литературных премий, является одним из величайших американских романистов XX века. Миндаугас Карбаускис впервые обратился к роману «Когда я умирала» в 2000-х, тогда его постановка в Театре Табакова прогремела на всю Москву и была удостоена двух «Золотых Масок» и премии «Хрустальная Турандот». Художественный руководитель «Маяковки» вновь вернулся к этому материалу теперь уже вместе с артистами Театра Маяковского и студентами его Мастерской в ГИТИСе.
Йокнапатофа – это придуманный Уильямом Фолкнером округ на юге США. Писатель изменил карту американского юга, добавив к штату Миссисипи несуществующий округ Йокнапатофа. Именно здесь Фолкнер поселил многих героев своих романов. И именно так называется спектакль Миндаугаса Карбаускиса. В постановке художественного руководителя «Маяковки» мы познакомимся с семьей Бандренов и вместе с ними отправимся в путешествие по американскому югу с его бурными реками, добрыми покорными мулами и пыльными дорогами, по которым, шурша большими колесами, неспешно движется деревянная телега с персонажами романа. Повод для поездки не самый радостный – уход из жизни матери, которая просила упокоить ее за 40 миль от дома, в ее родном городе. Отнюдь не веселая с первого взгляда тема будет раскрыта в спектакле совершенно удивительным образом.
Карбаускис превратил модернистский роман в роман-путешествие, сделал из монологов увлекательную инсценировку – сюжет подобно горной реке затягивает зрителей в воронку событий – чем дальше по течению, тем действие становится насыщенней и стремительнее.
Мы увидим Йокнапатофу глазами двадцати героев, у каждого из которых своя история. Это – спектакль-парадокс. В нем герои смеются и плачут, ругаются и грустят, одним словом, живут под выразительные мелодии в стиле кантри, не боясь смерти, понимая ее неизбежность и относясь к ней с мудрым спокойствием.
За работу в спектакле студенты Юлия Марычева (Адди) и Станислав Кардашев (Вардаман) стали лауреатами Ежегодной театральной премии газеты «Московский Комсомолец» (лучшая женская роль и лучшая мужская роль второго плана в категории «Начинающие»).
14 июня (понедельник) в 18.00 на Малой сцене Театра Маяковского
«МОСКВА. ДОСЛОВНО»
документальные истории
Режиссер Никита Кобелев
Спектакль «Москва. Дословно» вырос из экзамена 1-го курса Мастерской Миндаугаса Карбаускиса (ГИТИС) и уже несколько сезонов с успехом идет в репертуаре Московского академического театра им. Вл. Маяковского. В основе постановки наблюдения за современными москвичами, сделанные на столичных улицах, и разговоры, подслушанные в самых разных уголках города.
Никита Кобелев о процессе работы над спектаклем «Москва. Дословно» (из интервью журналу «Театр.»): «Я попросил ребят пойти в разные места Москвы — от ArtPlay и Moscow-city до чебуречных „СССР“ — и записать рассказы людей, задав им несколько вопросов. Получилось много разных историй, дающих представление о том, что сегодня с людьми происходит, каково сознание-2018, и конечно, исследование Москвы, московских типов. Это было важным и для самих ребят — увидеть жизнь вокруг себя, людей, понять, что за каждым стоит какая-то драма, боль, каждый человек достоин внимания. Я попросил написать сочинения, поразмышлять о Москве и вербатиме. Получились прекрасные тексты о том, что они увидели людей, и что им теперь намного легче коммуницировать, знакомиться и т.д.».