Государственная Третьяковская галерея представляет первую персональную выставку работ художника, который оставил заметный след в русской культуре как исторический живописец и создатель многочисленных работ для храмов.
Жанровое разнообразие произведений мастера, хранящихся в собрании Третьяковской галереи, позволяет познакомиться со всеми гранями его таланта. Работы, представленные в экспозиции, демонстрируют прекрасное владение рисунком и живописной техникой, наблюдательность и тонкий художественный вкус их автора.
Художник проявил мастерство блестящего рисовальщика в своих композициях с многофигурными сценами, когда находился в пенсионерской поездке в Италии. Рисуя пейзажи, жанровые сценки и портреты, он переживал романтическое воодушевление от памятников искусства и природы Италии. Стилевые качества романтизированного классицизма отличают выразительные образы Сильвестра Щедрина и М. Я. Нарышкиной с дочерью. В Петербурге главной сферой деятельности художника стала монументальная церковная живопись, которую он сочетал с преподаванием в Академии художеств. Наиболее масштабные работы Басина были связаны с Исаакиевским собором, где художник оформил два придела и завершил неоконченные росписи К.П. Брюллова. Своеобразным откликом на увлечение эпохи интерьерным жанром стало полотно «Чердак здания Академии художеств». В картине «Отдых Святого семейства на пути в Египет» художник проявляет мастерство композиции и тонкое колористическое чутье, создавая жизненно убедительную жанровую сцену, проникнутую возвышенной гармонией и благородством. Творчество Петра Басина получило признание современников, но в свете тенденций 1860-х годов его художественные принципы стали восприниматься не отвечающими духу времени.