Русский музей ко дню Военно-Морского флота ∞ zeitnotinfo.ru
Иван Айвазовский

В честь 205-летия  со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского и дня Военно-Морского флота Русский музей делится некоторыми фактами из жизни главного мариниста страны.

Добрые покровители

Талант мальчика Ивана (Ованнеса) из армянской купеческой семьи проявился довольно рано. Первым выдающиеся способности Айвазовского заметил феодосийский архитектор Яков Кох. Позже внимание на юного художника обратили градоначальник Александр Казначеев и Наталья Нарышкина – дочь Федора Ростопчина и жена губернатораТаврической губернии Дмитрия Нарышкина. Воспользовавшись своими связями, Нарышкина устроила Ивана в Императорскую академию художеств.

В Академии наставником Айвазовского стал французский маринист Филипп Таннер. Вопреки запрету учителя заниматься чем-либо, кроме как мешать краски и носить посылки, Айвазовскийпродолжал рисовать и без позволения Таннера подал несколько своих работ на выставку. Француз пожаловался Николаю I, и картины с выставки сняли. Ситуацию спас Александр Зауервейд – он показалимператоруработу Айвазовского и отстоял подающего надежды студента. Зауервейд, специализировавшийся на батальной живописи, стал новым учителем художника.

В 1837 году Иван Айвазовский  получил Большую золотую медаль Императорской Академии художеств, став самым юным обладателем этой награды. Таким образом, 20-летний художник окончил учебное заведение на два года раньше и получил возможность поездки в Европу за счет государства.

Знакомство с военно-морским флотом

Прежде чем отправиться в Европу, Айвазовский принял участие в военных маневрах у берегов Кавказа. «Все мое вооружение состояло из пистолета и портфеля с бумагою и рисовальными принадлежностями», – вспоминал художник. Благодаря участию в этом походе он познакомился и сблизился с великими русскими военачальниками  Михаилом Лазаревым, Владимиром  Корниловым, Павлом Нахимовым. Дружба с ними продолжалась десятки лет, а об их подвигахАйвазовский рассказывал в своих картинах.

После возвращения из пенсионерской поездки Иван Айвазовский получил звание академика ИАХ и был причислен к Главному морскому штабу. Это позволило ему уже на следующий год вместе с экспедицией русского мореплавателя и географа Федора Литке побывать в Турции, Греции, Малой Азии и набраться новых впечатлений.

Император Николай I очень благоволил художнику, о чем свидетельствуют многочисленные награды. Например, решением императора Айвазовскому было присуждено звание действительного тайного советника, что на военно-морском флоте той эпохи соответствовало званию адмирала.

Художник Главного морского штаба

Айвазовский в своем творчестве обращался к истории великих морских сражений российского флота. Так, ряд своих картин художник посвятил морским победам в Северной войне. Одной из самых выдающихся работ той серииявляется картина, посвященная героическому эпизоду из жизни основателя русского флота Петра I – «Петр I при Красной горке зажигает костер для подачи сигналов флоту» (1846, ГРМ). Картина повествует об историческом событии, случившемся в 1714 году, когда во время бури в Финском заливе разыгравшийся ветер понес корабли русской эскадры на мель. Петр I с группой русских матросов, рискуя жизнью, на шлюпке добрался до берега у форта «Красная горка». На берегу они развели большой костер, как маяк, указывающий путь кораблям в безопасную бухту. Сейчас эту картину можно увидеть на выставке «И мореплаватель, и плотник» в Михайловском замке Государственного Русского музея.

Большое место в творчестве художника занимают и события из истории русского флота, происшедшие непосредственно при жизни Айвазовского. Таким являетсяподвиг русского корабля «Меркурий» во время русско-турецкой войны, которому художник посвятил несколько своих работ. Например, на известной картине «Бриг «Меркурий»после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой» (1848. ГРМ) Айвазовский изобразил заключительный момент эпопеи, когда «Меркурий» на всех парусах, с множеством пробоин от вражеских снарядов, движется навстречу группе русских кораблей.

Море и российский флот получили отражение не только в живописном творчестве Айвазовского, но и в графике. В зале №14 Михайловского дворца Русского музея можно найти примеры графических работ в специальных витринах, закрытых бархатной тканью. На рисунке «Вид на Севастополь» (1845, ГРМ) художник изобразил стройный ряд кораблей русской эскадры, стоящих на Севастопольском рейде, запечатлел атмосферу раннего утра, блестящую водную гладь и прибрежный пейзаж.

Дружба Айвазовского с российским флотом не прерывалась в течение всей жизни художника. В 1846 году, на празднованиедесятилетия творчества художникав Феодосию из Севастополя пришли военные парусные корабли во главе с флагманом «Двенадцать апостолов» под командованием тогда еще капитана первого ранга Владимира Корнилова. Корабли салютовали и поздравляли молодого художника от имени черноморских моряков.

С работами художника Главного морского штаба Ивана Айвазовского можно познакомиться на постоянной экспозиции в Михайловском дворце, на временных выставках, а также на сайте Виртуального Русского музея: https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/ayvazovsky_ik/index.php?show=asc&p=0&page=1&ps=20#slide-1


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений