Русский рейд в российском кинопрокате с 1 октября 2020 года.

Рейдеры подготовили идеальный план по захвату завода: инсайдеры, подробные чертежи территории, завязки на высшем уровне, компромат на собственников, хакерская поддержка… На их стороне внезапность и прекрасно подготовленная команда головорезов. Но захват оборачивается кровавой ловушкой, ведь банду нападающих ведет человек со своим представлением о целях “рейда”. Его приоритет – не завод и не деньги, для него главное – справедливость и месть!

В ролях: Иван Котик, Александр Красовский, Илья Антоненко, Владимир Минеев, Никита Кологривый, Софья Озерова, Кирилл Сарычев и др.

Главный герой фильма Никита – наемник, или, как он сам себя называет, «солдат». Он выполняет секретные задания в разных уголках планеты, не задумываясь о целях своих заказчиков. Но у него из головы не выходят слова деда: «Солдат тот, кто защищает свой дом, а кому защищать нечего, тот бандит». Никита возвращается в Россию, чтобы отомстить за смерть отца, погибшего у него на глазах во время рейдерского захвата ракетостроительного предприятия в 90х. Он заручается поддержкой коррумпированных полицейских и вместе с бандой головорезов организовывает нападение на тот самый завод, на котором теперь вместо производства ракет разливают дешевый алкоголь. Никто, кроме Никиты, не знает, что истинная цель спецоперации – не новый захват лакомого бизнеса, а попытка выманить убийцу отца. Тот должен наконец-то ответить за все свои преступления!

▪▪▪▪▪

Идея фильма «Русский рейд» появилась у творческой команды в составе продюсера Ольги Лоянич, режиссера Дениса Крючкова и оператора Алексея Седова.

Ольга Лоянич работала следователем по экономическим преступлениям, позже руководила независимой кинопрокатной компанией и была основательницей телевизионного киноканала. «Любой человек, в той или иной степени прикоснувшийся к кино, рано или поздно задумается снять свой собственный фильм, – убеждена Ольга. – Так происходит с кинокритиками, с теми, кто работает в кинодистрибьюции, кто продает кино. Появляются мысли, что ты можешь лучше сюжет придумать и снять то, что действительно будет востребовано».

Денис Крючков по основному образованию художник. Он был одним из основателей творческого объединения Gazgolder, одноименного клуба и галереи Gazgallery, а также являлся продюсером нескольких музыкальных проектов. Именно Крючков стоял за первыми киноэкспериментами «Газгольдера»: он снял фильмы «Рвы» и «Чайный пьяница». Тогда же он начал работать с оператором Алексеем Седовым. Кроме того, Денис сотрудничал с известным художником и перформансистом Олегом Куликом: готовил выставки, видеоинсталляции и участвовал в постановке оперы Монтеверди в парижском театре Chatelet в рамках проекта, посвященного 100-летию дягилевских сезонов.

Независимо друг от друга Ольга Лоянич и Денис Крючков давно вынашивали идею снять настоящий русский боевик, а после знакомства решили объединить усилия. Два года назад они попробовали поработать вместе над короткометражной драмой «Полный контакт» и сразу после этого начали готовить свой первый совместный полнометражный проект. «На протяжении уже нескольких десятилетий после «Пиратов XX века» в нашей стране не снимали настоящих боевиков, – размышляет продюсер. – Конечно, были фильмы вроде «Бумера» или «Параграфа 78», в которых были элементы этого жанра, но нам казалось, что в целом эта ниша пуста, и мы можем в нее зайти. Еще несколько лет назад дистрибьюторы смеялись, услышав, что будет снят первый российский хоррор, а сейчас их снимают по десятку в год. Поэтому мы решили попробовать снять первый российский боевик и увлечь им аудиторию». Режиссер Денис Крючков в свою очередь давно мечтал снять экшн-ленту, потому что сам более 20 лет увлекается единоборствами. «Так как я – художник, мне легче работать с визуальным, по принципу меньше слов – больше хореографии, – рассказывает Крючков. – Боевик – это балет, поэтому для меня как художника, увлекающегося боевыми искусствами и работающего режиссером, именно боевик – идеальный вариант сделать хорошее кино».

Идеальным сюжетом для боевика кинематографистам показалась тема рейдерства. «Все взрослое население нашей страны в 90-х прямо или косвенно соприкоснулось с рейдерскими захватами, кто-то продолжает соприкасаться с этим явлением и сейчас, – говорит Ольга Лоянич. – На самом деле это никуда не делось, это продолжает происходить даже в Москве, а в регионах это вообще достаточно актуальная тема. И она показалась нам потенциально интересной для зрителя».

Для написания сценария был приглашен американец Роберт Орр. Орр в 90-х несколько лет провел в раздираемой военными конфликтами бывшей Югославии, он фиксировал события с помощью фотокамеры, а позже помогал восстанавливать разрушенные дома. В Боснии Роберт познакомился со снайпером, который рассказал ему о своем пути. Эта история настолько впечатлила Орра, что он написал сценарий фильма «Спаситель», который взялся продюсировать сам Оливер Стоун. Позже Роберт работал еще над несколькими фильмами, в их числе «Другой мир: Восстание ликанов» и «Ловушка». «Нам было очень важно поработать с Орром, потому что американец мыслит другими категориями, – рассказывает Денис Крючков. – Наши пишут сценарии в основном базируясь на взаимоотношениях и диалогах, а боевик из этого не строится. Можно снять хорошее драматическое кино, но экшн невозможно снять на разговорах – здесь требуются балет и хореография. Роберт написал сценарий, описав структуру действий. Понятно, что в процессе герои что-то говорят, но, если сюжет не развивается благодаря действиям, то подобный сценарий в жанре экшн не работает. Позже на пост-продакшене опытнейший режиссер монтажа Георгий Исаакян говорил нам, что впервые имел дело с таким материалом, из которого можно вырезать все диалоги, но сюжет не потеряется. Именно такая задача и стоит у сценария боевика».

Команда «Русского рейда» подготовила для Роберта Орра целое досье, чтобы он лучше понимал, как происходят захваты предприятий в России. Пригодился и опыт Ольги Лоянич в качестве следователя. «Кроме того, у меня осталась масса источников, с которыми можно было пообщаться и получить информацию о том, что происходит сейчас, – говорит Ольга. – Ну и, конечно, мы сделали для Роберта подборку из прессы. Мы не собирались делать фильм, основанный на реальных событиях, но описываемое в нашем боевике очень близко к тому, что на самом деле происходит в разных уголках нашей родины, которая по-прежнему живет наследием 90-х. При этом рейдерство было для нас лишь антуражем, в котором действует герой. Мы хотели рассказать классическую боевиковую историю: человек, не имея возможности добиться справедливости, берет правосудие в свои руки. И этот сюжет мы поместили в обстоятельства современной России, чего прежде никто не делал».

▪▪▪▪▪

Следующим этапом работы над фильмом стал поиск актера на главную роль. Режиссер и продюсер изначально хотели найти, во-первых, актера, который сам занимается единоборствами, а потому мог бы быть органичным в каждой экшн-сцене, и, во-вторых, бойца, который сможет привнести в жанр новый стиль, сможет стать олицетворением русского боевика. Таким уникальным человеком оказался Иван Котик, ученик легендарного режиссера, основателя театра «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева, а также боец и каскадер, живущий в КНР и активно работающий в каскадерской команде Джеки Чана. «Я занимаюсь китайской практикой багуачьжан, а Иван занимается синъицюань. Хотя это разные стили, в Китае есть большая общая тусовка тех, кто занимается единоборствами, – делится Денис Крючков. – Там мы с ним и познакомились, потом несколько раз встречались. Когда мы долго искали главного героя, я вдруг понял, что именно Иван – тот, кто сможет воплотить придуманный нами образ. Он – настоящий русский парень, у него настоящая русская кость». Иван Котик идеально соответствовал тем критериям, по которым искали исполнителя главной роли: он снимался сам, без каскадера (а иногда и без защиты, что заставляло нервничать всю съемочную группу!), а также он готов был посвятить несколько месяцев тому, чтобы вместе с командой разработать уникальный стиль борьбы. «Почему международный зритель смотрит экшн? – задается вопросом Ольга Лоянич. – В первую очередь это уникальная пластика главного персонажа. Давайте вспомним: у каждого заметного героя – свои стиль и хореография: Рэмбо делает одно, Стивен Сигал – другое, Джеки Чан – третье.  Поэтому, чтобы сделать наш боевик интересным, мы создали определенный стиль на базе традиционного русского боевого искусства, и, как нам кажется, это одно из преимуществ, почему картина может быть интересна и иностранному зрителю». «Ваня очень сильно нам помог, по сути он разрабатывал хореографию своего героя, – продолжает Денис Крючков. – Нашей задачей было придумать так называемый русский стиль, это должно было быть нечто природное, свойственное русскому человеку. В мире единоборств существует такой миф – стиль «фантастического русского солдата», особенно это касается рукопашного боя. К сожалению, в России все исконные боевые системы уже практически потеряны. В интернете сейчас появляются люди, которые рекламируют русские боевые искусства, но это новодел, основанный на восточных и западных практиках или на самбо, но в этом нет каких-то древних корней. Мы хотели, чтобы хореография главного героя была очень органичной: он дерется как деревенский парень, который может с плеча дать кому-то очень вовремя и очень точно, но при этом у него есть специфика подготовленного бойца, но при этом он не каратист, не боксер, не ушуист. Хотя мы взяли за основу китайские принципы, нам с Ваней удалось использовать, например, движения народного танца казачок и в итоге получить уникальный русский стиль».

Роль коррумпированного полицейского, который идет на захват завода ради собственных корыстных целей, сыграл актер Театра на Малой Бронной Илья Антоненко, известный по телесериалу «Молодая гвардия» и фильмам «Психи», «Легенда о Коловрате» и «Битва». На роли членов банды рейдеров, которые вместе с главным героем силовыми методами расправляются с охраной захватываемого предприятия, были приглашены молодые актеры, занимающиеся единоборствами. «Мы принципиально не хотели брать звезд, а выбирали актеров, чьи лица не примелькались зрителю, чтобы создать ощущение чуть большей реалистичности, – рассказывает Ольга Лоянич. – И наш актерский состав получился очень удачным, на наш взгляд. Молодые ребята, все очень талантливые, показали себя очень круто! И вовлеченностью, и готовностью тренироваться. При этом один из них – боксер, другой – борец, третий – уличный боец, то есть у каждого еще и есть специфика хореографии, которую режиссер и постановщик боев подчеркивали».

Единственное исключение при выборе исполнителей было сделано для российского кикбоксера, бойца смешанных единоборств, чемпиона Европы и мира Владимира Минеева. У него нет актерского образования, но он настолько поразил команду фильма, что ему доверили роль главы банды рейдеров. «Мне было очень тяжело принять непрофессионального человека на такую серьезную роль, но на пробах было видно, что его очень любит камера, – вспоминает Лоянич. – Он оказался действительно очень талантливым, думаю, у него есть перспективы в кино. По своей харизме Володя очень похож на Тома Харди, и, мне кажется, режиссеры обязательно еще будут использовать это после нашего фильма».

Роль погибшего отца главного героя сыграл бывший боец смешанного стиля Андрей Семенов, известный не только по выступлениям в ММА, но и по ролям в фильмах «Темная ночь» Дмитрия Астрахана, «Спарта» Николая Кудряшова, сериалах «Ментовские войны», «Улицы разбитых фонарей», «Гончие». Главного оппонента и объекта мести главного героя сыграл известный каскадер, победитель Первенства Москвы и призер Кубка России по рукопашному бою Александр Красовский, которого зрители знают не только по ролям в фильмах и сериалах, но и по рубрике «Самооборона» в программе «Доброе утро». Кроме того, в небольшой роли одного из рабочих завода снялся президент ассоциации пауэрлифтинга World Raw Powerlifting Federation Кирилл Сарычев, на чьем счету абсолютный мировой рекорд в безэкипировочном жиме (RAW) лежа – 335 кг.

Так как все исполнители основных ролей имели спортивную подготовку и им не пришлось обучаться премудростям боя, постановщик трюков, известный каскадер Константин Адаев, использовал все их умения и лишь оттачивал хореографию сцен. В течение 4х месяцев шли предварительные репетиции с участниками экшн-эпизодов. «У нас было 32 съемочных дня и около 50 дней репетиций. Конечно, не только репетиций боев, но и актерских, – рассказывает Денис Крючков. – Мы занимались отработкой для того, чтобы на съемочной площадке все сцены были сыграны полноценно. Я знаю, что, когда не отрепетированы боевые сцены, это приводит к ужасающим последствиям, начиная с травм и закачивая колоссальными переработками. Наш второй режиссер на одном индустриальном мероприятии узнал, что из всех – и очень крупных, и очень бюджетных – проектов у нас было наибольшее количество репетиций! Это была серьезная подготовка со всей командой: оператор проходил все вместе с актерами и каскадерами, прыгал с ними, знал, кто куда побежит, кто кого будет бить, куда бить, чем бить».

▪▪▪▪▪

Действие основной части сюжета разворачивается на ракетостроительном заводе, который после рейдерского захвата в 90-е перепрофилируется на производство алкоголя. «Никакого завода как главной съемочной локации не было, – улыбается продюсер Ольга Лоянич. – К сожалению, такие предприятия в нашей стране – грустное и однообразное зрелище, поэтому чтобы создать завод, который зритель увидит в фильме, нам понадобилось 8 предприятий. На одном мы снимали проходную, на другом – кабинет, на третьем – столовую, на четвертом – линию розлива. Мы далеко не уезжали, и всё снимали на заброшенных или неработающих заводах Москвы и Московской области. Сцены в кабинетах руководства были отсняты в бывшем офисе Пенсионного фонда на Павелецкой, где мы оторвались по полной: разбили стены, поломали двери, сокрушили кучу техники. А первую сцену фильма, где наш герой находится в Африке как наемник, мы сняли под Звенигородом».

▪▪▪▪▪

Как часто бывает, за внешним антуражем экшн-фильма стоит желание его создателей поговорить со зрителями на серьезные темы, заставить задуматься о судьбах тех, кто нас окружает. «Среди нас очень много людей с военным опытом, но мы можем об этом не знать, а они сами редко об этом рассказывают, – говорит режиссер Денис Крючков. – Как они живут? Чем они живут? Что ведет их по жизни? Для меня девиз фильма – «Солдат тот, кто защищает свой дом, а кому защищать нечего, тот бандит». Я хотел поразмышлять о том, что люди, пришедшие с войны, нередко начинают применять свои умения в мирной жизни и превращаются в бандитов, ведь насилие для них – не такая далекая и сложная вещь, каким оно представляется нам, для них это более просто. И вот как им быть не на войне, а в обществе? Использовать свои навыки, но не вставать на преступный путь? Одна из важных идей нашего фильма – размышление над судьбами таких людей, их попыток найти свое место в новой реальности».