Саша Соколов – международный человек-загадка. Даже о его отце, глубоко засекреченном агенте ГРУ по кличке Дэви, который по заданию Берии добывал секреты ядерной бомбы, известно больше, чем о его сыне – знаменитом русском писателе.
Что знает о Саше Соколове Иосиф Бродский?
Иосиф Бродский: «Я до известной степени ответственен за его существование….» (интервью Биргит Файт, Лондон, 1991 г.)
Что знает о Саше Соколове КГБ СССР?
«Пойман при попытке перейти турецко-иранскую границу»
Что знают о нем в больнице имени Кащенко?
«Дважды был пациентом и членом тайной секретной полиции больных»
Что знают о нем в ФБР?
Все
Почему беспощадный в своих формулировках Владимир Набоков, обозвавший Нобелевского лауреата Бунина «старой тощей черепахой и пошляком», а «нобелевский» роман Пастернака «Доктор Живаго» – жалкой топорной вещью, почему именно о нем, о неизвестном Саше Соколове, Владимир Набоков напишет: трагическая, обаятельная и трогательнейшая книга — «Школа для дураков». А Иосиф Бродский, едва услышав первые страницы, скажет издателям: «Надо печатать!»
Главный роман Саши Соколова «Школа для дураков» называли русским «Над пропастью во ржи», а самого Сашу возвеличивали до «русского Джойса». Для читающей публики Соколов – единственное орудие, которым можно дать запл по ставшему таким популярным Сергею Довлатову.
В 1975 году Саша Соколов пропал из Советского Союза, издал три романа – и не то исчез, не то закрылся от мира. Многие его поклонники уверены, что его давно нет в живых.
Авторы фильма – Антон Желнов и Николай Картозия – не просто выяснили, что великий русский писатель жив, они узнали, что он (как и его отец), все эти годы ведет интересную двойную жизнь.
Они искали его в разных странах и обнаружили. И писатель Саша Соколов впервые согласился говорить. Разговор продолжался десять дней. Писатель говорил о жизни, попутно раскрывая секреты тайной биографии – своей и своей семьи.
Конечно, название фильма «Последний русский писатель» может вызвать яростный протест со стороны всех остальных писателей, пишущих на русском языке, а то и спровоцировать упреки национального характера. Но авторы фильма оставляют за собой право нагло считать, что именно родившийся в Канаде 1943 года мальчик Соколов, мальчик, который выжил, и есть «последний русский писатель».
На русском языке о великом русском писателе до сих пор не вышло ни одной биографии. Поэтому фильм «Саша Соколов. Последний русский писатель» – не только интригующий литературный детектив, но и серьезный источник ранее никогда не публиковавшихся документов, фотографий и фактов.
В фильме впервые подробно рассказано:
– о жизни маленького мальчика в семье «особо секретных» родителей
– о том, кто из друзей предал семью советских агентов
– об «ордере на убийство», вынужденном бегстве в Советский Союз и о том, как поступил Берия с провалившимся разведчиком.
– о неизвестной жизни мальчика Саши в советской школе, где на переменках он имитировал собственное убийство
– о двух психбольницах и о том, как родители однажды официально отказались от сына
И самое главное – фильм повествует о 30 годах жизни Саши Соколова за границей, о которых в истории литературы не написано почти ничего.
Впервые зрители:
– увидят подробное откровенное интервью главного героя
– рассмотрят более 100 никогда не издававшихся фотографий из личного архива писателя и его конфидентов
– узнают, почему писатель на самом деле стал затворником и о чем пишет сейчас в своей итоговой книге?
Почему Саша Соколов решил заговорить именно сейчас?
Услышьте то, что он хочет сказать вам.
* * * * *
Антон Желнов: «Пока и лично не встретил Соколова и с ним не познакомился, я, как и многие другие, сомневался, а существует ли он вообще? Не коллектив ли это авторов, как, скажем, Козьма Прутков? Ведь Соколов, повлиявший своим творчеством на Владимира Сорокина или на Михаила Шишкина, и вообще на русскую литературу второй половины 20 века, казалось, должен был застыть и остаться вечно молодым где-то там, в 70-х».
Николай Картозия: «Для меня «Школа для дураков» – одна из самых грандиозныз проэтических книг, написанных на русском. Я не оговорился. Это не проза. Это проэзия. Своим «потоком сознания» Александр Всеволодович так мощно ворвался в русскую литературу, что теперь этот поток – национальное достояние, как Южный и Северный потоки. Ну и главное – эта книга объясняет мне, почему я такой. Это – признание в любви к одному из моих создателей.