Слишком много свободы в Музее Москвы ∞ zeitnotinfo.ru

6 июня в Музее Москвы начнет работу выставка «Слишком много свободы». Выпускники программы «Каскад. Проект как метод» покажут более 120 реализованных проектов в разных техниках и направлениях: тотальные инсталляции, видеоарт, перфомансы, графика, мультфильмы и аудиозаписи.

«Каскад. Проект как метод» — независимая школа для учеников старших классов. В начале 2020 года состоялся набор на новый, уже третий по счету, учебный год программы. Около 250 молодых людей в возрасте от 13 до 18 лет на протяжении девяти месяцев работали над созданием собственных проектов вместе с известными художниками и кураторами. Они исследовали окружающую действительность и себя, учились проходить путь от идеи до реализации. Каждая из работ представленных на выставке — рефлексия на темы границ, протеста, принятия и возраста. Все вместе — искреннее высказывание об особенностях общественно-культурной жизнь в Москве и России.

В этом году подростки говорят про сложности взаимопонимания, о неизбежности смерти и необходимости принять ее, об анонимности и безопасности, про рабочий класс и отношение к нему со стороны, о сложном образе женщины, взрослении, деконструкции, насилии и границах — внешних и внутренних. Многие работы этого года посвящены исследованию памяти. Участница Арина Тагирова провела исследование архивов района своего детства. Будет представлена работа художницы Мары Ларичевой, которая нашла давно забытые диафильмы своей мамы, подаренные ей, когда та была ребенком. Катя Громыко покажет работу-посвящение художнику Михаилу Врубелю, а Елизавета Черняева с помощью переосмысленной скульптуры Венеры Милосской попробует поговорить со зрителями о насилии и телесности. В арт-проекте Маши Терентьевой можно будет услышать голоса людей, которые побороли расстройства пищевого поведения: они расскажут о своем опыте выздоровления и сложностях, с которыми они столкнулись.

Многообразию выдвинутых тем сопутствует многообразие форм произведений. В ходе обучения участники разделились на 15 групп, каждая из которых выбрала наиболее подходящий и интересный медиум: перформансы, инсталляции, картины, рисунки, зины, видеоарт и аудиоработы.

Действующие направления «Каскада» 2020-2021:

  1. «Скульптура и графика» — куратор Ирина Петракова
  2. «Лаборатория звука» (Sound) — Александра Виноградова
  3. «Искусство действия» — Ольга Широкоступ, Катя Порутчик
  4. «Тело как объект» — Дуня Захарова
  5. «Deaf Teens» — Мария Сарычева, Влад Колесников
  6. «Настоящее искусство» — Дмитрий Хворостов, Дарья Кузнецова
  7. «Мультимедийная журналистика» — Ксения Витюк, Соня Гройсман
  8. «Музей и город: ВЗГЛЯД» — Елизавета Коновалова
  9. «Музей и город: МИР» — Ганна Зубкова
  10. «Современное искусство» — Ганна Зубкова (при поддержке Горчаковского лицея МГИМО)
  11. «Поэзия? Круто» — Дмитрий Герчиков, Лидия Гуменюк
  12. «Современные кураторские практики» — Екатерина Крылова
  13. «Делаем выставку» — Дмитрий Хворостов (куратор), Наталия Зайченко (архитектор), Лидия Лобанова, Александра Хейфец
  14. «Региональная группа» — Ирина Петракова, Елизавета Коновалова (Музей Станка, Тула)
  15. «Каскад. Резиденция» — Екатерина Муромцева

Название «Слишком много свободы» стало для кураторов также определением того, какая атмосфера сложилась внутри «Каскада». Главная проблема — разрозненность студентов проектной школы во время обучения.

По мнению участников подростковой кураторской группы Максима Ершова и Сергея Щепилова, третья выставка уже не могла стать очередным показом работ, потому что это уже пройденный этап. Кураторам показалось важным поднять вопрос о сущности «Каскада», который не походит ни на школу в классическом смысле, ни на институт. «Каскад» является скорее организацией, устроенной по принципу горизонтального соучастия. Поэтому кураторская группа, которая должна была разработать финальную выставочную концепцию, решила помимо показа самих работ, рассказать через тексты о реальном положении дел и впечатлениях всех участников за девять месяцев их совместной работы. Представленная кураторами самокритика приглашает посетителей к мысленному диалогу о проблеме разрозненности внутри школы.

Архитектура выставки отсылает к кинцуги — японской технике реставрации разбитых керамических изделий с использованием золота, что несет в себе интересную философию принятия недостатков и изъянов, ценности как деталей, так и всего произведения.

О проекте

«Каскад. Проект как метод» — межинституциональная проектная школа, которая дает возможность ученикам и учителям выйти за пределы школы и реализовать выставку в настоящем музее под руководством тьюторов и приглашенных кураторов. По мнению создателей проекта Александры Хейфец и Лиды Лобановой, проектное обучение способствует личностному росту и помогает подросткам не потеряться в современном мире со всеми его сложностями: ориентироваться в информационной реальности, развить критическое и творческое мышление. Образовательный проект вошел в шорт-лист премии Moscow Urban Forum community awards 2019, стал лауреатом премии «Инновация 2020», а также победителем премии «‎Сноб. Сделано в России — 2020» в номинации «‎Z» — команда школы «‎Каскад» получила приз за организацию масштабной выставки для художников поколения Z в Музее Москвы.‎


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений