Талант трагической судьбы в Русском музее ∞ zeitnotinfo.ru

В  Санкт-Петербурге в Михайловском (Инженерном) замке открылась выставка «Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки», посвященная портретисту, пейзажисту, одному из самых известных и самобытных мастеров круга Алексея Венецианова Григорию Сороке (1823 – 1864).

Тихая жизнь российской провинции, светлая грусть и глубокоеумиротворение – вот мотивы полотен этого талантливого крепостного художника, рано и трагически ушедшего из жизни.

На выставке представлено более 50 произведений живописи и графики из собрания Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи и Тверской областной картинной галереи. Основой для первой за полвека выставки Сороки стали собрание картин из фондов Русского музеяи единственный альбом с его графическими набросками. Работы живописца сопровождаются произведениями его современников: Алексея Венецианова, Лавра Плахова, Фёдора Славянского, Александра Алексеева, Михаила Эрасси.

Произведения яркого представителя русского национального пейзажа Григория Сороки, принесшие ему славу, неизменно присутствуют в постоянной экспозиции Русского музея. Этот талантливый художник был крепостным у помещиков Милюковых и учился в открытой ими приходской школе для крестьянских детей. 1842 год стал важной страницей в жизни и творчестве живописца – Сорока начал учиться у знаменитого живописца Алексея Венецианова.

Имя Сороки, его яркие произведения долгое время были забыты. О крепостном художнике вновь заговорили лишь в начале ХХ века, а широкому кругу зрителей Сорока стал известен благодаря персональной выставке 1975 года, подготовленной Русским музеем по случаю 150-летия художника. Большой вклад в организацию этой выставки внесла одна из ведущих научных сотрудниц Русского музея послевоенного поколения, выдающийся специалист в области русской живописи Кира Михайлова.

«Выставка Григория Сороки посвящена памяти Киры Михайловой неслучайно: именно она по-настоящему открыла этого художника для широкой публики. Кира Владимировна посещала важные для становления Сороки места, занималась изучением его творчества и внесла огромный вклад в организацию выставки 1975 года. Нынешнюю экспозицию мы посвящаем Сороке как феномену, для которого благородство, гордость и талант – вещи врожденные. Мы благодарим ведущие музеи страны – Эрмитаж, Третьяковскую галерею и Тверскую областную картинную галерею – за предоставленные на нашу выставку произведения этого выдающегося художника», –отметил заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский.

На выставке можно увидеть ранние рисунки из карманного альбома художника, известный портрет юной и обаятельной Елизаветы Милюковой (вторая половина 1840-х), лучшие из работ Сороки, посвященные видам села Спасского, – «Рыбаки» (вторая половина 1840-х), «Вид на плотину» (не позднее 1847).

Наследие Сороки сопровождается произведениями его современников – известными работами знаменитого учителя Алексея Венецианова «Крестьянская девушка на качелях» (1840-е)и картон «Амур на ветке» (1840-е), Михаила Эрасси («Вид близ Выборга», не позднее 1852)и эскизы Лавра Плахова («Сушка сена», между 1842 и 1846).

Выставка продлится до 4 ноября 2024 года.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений