Три минуты молчания Георгия Владимова ∞ zeitnotinfo.ru

В «Редакции Елены Шубиной» в серии «Кинобестселлеры» выходит роман Георгия Владимова «Три минуты молчания». Его герои — экипаж рыболовецкого судна. Книга написана в жанре «сурового реализма», в котором работал автор, в молодости побывший палубным матросом на похожем траулере. Издание приурочено к выходу кинофильма «Снегирь», снятого режиссером Борисом Хлебниковым по мотивам романа Георгия Владимова.

История, рассказанная от лица Сеньки Шалая, «сельдяного матроса» с рыболовецкого судна, была написана в 1969 году, но не теряет актуальности и по сей день. Этот метафоричный, полный специфических словечек и профессионального сленга текст только притворяется большим авантюрным романом о тяжелых буднях и неказистых праздниках гражданских моряков и тех, кто их окружает. На самом деле это меткая, цельная, иногда безжалостная в своей честности психологическая проза о том, как сложно спасти самого себя, но как легко и безрассудно можно рискнуть собственной жизнью ради других. Сенька мается своей неприкаянностью, живет настоящей жизнью только в море, а на суше пропивает заработанное, постоянно обещая себе начать все с чистого листа. Но неумение анализировать свои и чужие поступки, думать об их последствии и уметь делать правильные выборы вновь и вновь ведет Сеньку то к мелким конфликтам, то к крупным неприятностям. Он влюблен не в ту женщину, занят не тем делом, водит дружбу (на самом деле просто участвует в попойках) с не теми людьми. Сенька не умеет подбирать нужные слова, чтобы даже самому себе объяснить, зачем живет, зачем ему вся эта переполненная «морским народом» бестолковая жизнь. Но однажды, когда ему случится взять на себя ответственность за чужие жизни — не потому, что велел долг перед Родиной, а потому что так правильно, — начнется новый отсчет непутевой Сенькиной жизни. То, чего он так желал и боялся одновременно.

«И я же всё равно нигде покоя не найду: отчего мы все чужие друг другу, всегда враги? Кому-то же это, наверно, выгодно — а мы просто слепые все, не видим, куда катимся. Какие ж бедствия нам нужны, чтоб мы опомнились, свои своих узнали! А ведь мы — хорошие люди, вот что надо понять; не хотелось бы думать, что мы — никакие. А возим на себе сволочей, а тех, кто нас глупее, слушаемся, как бараны, а друг друга мучаем зря… И так оно и будет — пока не научимся о ближнем своём думать. Да не то думать, как бы он вперёд тебя не успел, как бы его обставить, — нет, этим-то мы — никто! — не спасёмся. И жизнь сама собой не поправится. А вот было бы у нас, у каждого, хоть по три минуты на дню — помолчать, послушать, не бедствует ли кто, потому что это ты бедствуешь! — как все «маркони» слушают море, как мы о каких-то дальних тревожимся, на той стороне Земли… Или всё это — бесполезные мечтания? Но разве это много — всего три минуты! А ведь понемножку и делаешься человеком…»

Это последнее крупное произведение, опубликованное Александром Твардовским в бытность его главным редактором журнала «Новый мир». Журнальная версия была подвержена острой критике, и роман долгое время не публиковался на родине автора.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений