23 мая Государственная Третьяковская галерея открывает один из самых ожидаемых проектов 2024 года — выставку, посвященную творчеству представителей выдающейся династии художников Васнецовых. Экспозиция объединяет живописные и графические работы Виктора Михайловича (1848–1926), Аполлинария Михайловича (1856–1933) и Андрея Владимировича (1924–2009). Проект приурочен к 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и к 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова. Генеральный партнер выставки — Сбер.
Художественная династия Васнецовых внесла значимый вклад в историю отечественного искусства. Мастеров разных поколений, носивших одну фамилию, объединяло стремление к универсализму и синтезу искусств. Их мировоззрение формировалось на принципах гуманизма и христианской этики, интересе к литературе, философии, политике, науке и религии. Васнецовы поднимали в своем творчестве вечные темы, побуждая зрителей к постижению истиной красоты и гармонии.
Виктор Васнецов создал собственный узнаваемый художественный стиль, предвосхитив в своих произведениях открытия эпохи модерна и символизма. Увлечение древнерусской историей и народной культурой привело его к открытию новых жанров в отечественной живописи — сказочного и фольклорно-эпического. На выставке представлены «Богатыри» (1881-1898), «Иван-царевич на Сером Волке» (1889), «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896) — и другие выдающиеся работы мастера. Впервые будут экспонироваться картины из «Поэмы семи сказок» «Царевна Несмеяна» (1916) и «Баба-Яга» (1917), которые обычно находятся в Доме–музее В.М. Васнецова.
Русский фольклор помог художнику понять особенности национального характера. В сказках, пословицах и поговорках художник находил источник вдохновения для собственного творчества, так как именно в фольклоре, по его мнению, раскрывается русская национальная идентичность. Картины на тему русских сказок, непонятые современниками, приобретали Павел Третьяков и Савва Мамонтов.
Поиски национального характера помогли Виктору Васнецову переосмыслить отечественное религиозное искусство, создав настоящий шедевр — росписи Владимирского собора в Киеве (1885–1896). Написанные автором образы стали потрясением для современников. Более 400 живописных и графических эскизов художника в 1893 году приобрел Павел Третьяков. Некоторые из них вошли в состав выставочного проекта.
Аполлинарий, младший брат Виктора Васнецова, впервые в русском искусстве обратился к теме живописной реконструкции архитектуры и быта Древней Руси. Из его большого творческого наследия для выставки отобраны монументальные пейзажи и картины из серии «Старая Москва», воссоздающие образ средневековой столицы. Уникальность творческого метода мастера заключается в подходе, соединившем в себе науку и искусство, реальность и вымысел.
Андрей, внук Виктора Васнецова, — крупный мастер монументальной и станковой живописи второй половины ХХ века, один из основоположников «сурового стиля». Основу экспозиции его работ составили более 50 произведений из собрания Третьяковской галереи, включая поступления последних лет, а также картины из других музейных и частных коллекций.
Верхний этаж выставочного пространства посвящен творчеству Виктора и Аполлинария
Васнецовых — художников-новаторов, расширивших границы русского искусства рубежа XIX–начала
XX века. Произведения Андрея Васнецова представлены на двух нижних этажах. Экспозиция разделена на темы, нашедшие отражение в творчестве каждого из трех представителей выдающейсяхудожественной династии Васнецовых: тема семьи, исторического прошлого и философского осмысления бытия. Подчеркивая индивидуальность художников, по-своему обогативших историю отечественного искусства, выставка демонстрирует точки сближения в творчестве Васнецовых.
В рамках партнерства со Сбером, посетители выставки смогут увидеть несколько картин Васнецовых в дополненной реальности. Внедрение новых технологий с использованием искусственного интеллекта призвано расширить возможности восприятия искусства и взаимодействия с ним.