Вертинский Авдотьи Смирновой ∞ zeitnotinfo.ru

29 ноября на Первом канале состоится премьера сериала Авдотьи Смирновой «Вертинский».

«Вертинский» — биография самого известного русского шансонье ХХ века. История артиста, покинувшего Россию 1919 года и вернувшегося в СССР 1943, в разгар Второй мировой. Вертинский жил, пел и был популярен в Константинополе, Париже, Берлине, Нью-Йорке, Лос-Анжелесе, Харбине, Шанхае и в Москве. Его любили прекрасные женщины, ему аплодировали королевские особы и воры. Он был человеком богемы, легким и весёлым. Однако эта картина, в первую очередь, о его доброте. Об умении не судить, а пожалеть, посочувствовать любому. И за это судьба одарила его огромным успехом и поздним семейным счастьем. «Вертинский» – история о том, как певчая птица, артист, легкомысленное существо может прожить жизнь, вызывающую и зависть, и уважение.

Идея сериала возникла у генерального директора Первого канала Константина Эрнста в 2013 году. Он предложил стать режиссером Авдотье Смирновой («2 дня», «Кококо», «История одного назначения»). После этого началась ее работа вместе с Анной Пармас («Давай разведемся!», «Петербург. Только по любви») и историком Джоном Шемякиным над сценарием. Консультировал проект историк эмиграции Иван Толстой.  Сценарий был одобрен дочерьми Александра Вертинского — Марианной и Анастасией. В качестве продюсеров-инвесторов выступили Первый канал, бизнесмены Роман Абрамович и Сергей Адоньев.

Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала и продюсер проекта: «Однажды ночью мне позвонила моя хорошая знакомая Анастасия Александровна Вертинская и спросила: «Костя, не хотите ли вы сделать фильм о моем папе? У него была довольно интересная жизнь». Я подумал, что грех отказываться. И пригласил написать сценарий этого проекта другую свою замечательную знакомую сценаристку и режиссера Дуню Смирнову. Проект был готов к старту в 2014 году, но изменившаяся экономика заморозила его на несколько лет. Потом в наш проект вошли Роман Абрамович и Сергей Адоньев и все вновь ожило. Теперь восьмисерийный эпос сквозь страны и десятилетия в компании с умным, талантливым и парадоксальным человеком готов отправить вас в новое захватывающее киноприключение. Помимо того, что артист проделал путь значительной̆ части русской̆ интеллигенции в ходе революции, гражданской̆ войны, эмиграции и последующего возвращения, он был артистом классического средневекового жанра, продлившегося до настоящего времени, выразителем чувств и мыслей̆ через песню».

История Александра Вертинского в сериале охватывает 37 лет (с 1915 до 1952), но в разных временных периодах роль шансонье сыграл только один актер – Алексей Филимонов («Выжившие», «Бык», «Девятаев»). Роль Веры Холодной воплотила Паулина Андреева («Метод», «Лучше, чем люди»), а Марлен Дитрих – Виктория Исакова («Частица вселенной», «Дети», «Один вдох»). Кроме них, фильм украшают сыгранными образами ведущие российские актеры: Анна Михалкова («Давай разведемся!», «Частица вселенной»), Ксения Раппопорт («Мата Хари», «После школы», «Норвег»), Михаил Трухин («Секретарша», «Доктор Тырса»), Алена Бабенко, Александр Устюгов(«Алиби», «Союз спасения»), Павел Чинарев («Мажор-3,4», «Метод 2»), Степан Девонин («Красные браслеты», «Пингвины моей мамы», «Сердце мира»), Екатерина Вилкова («Шифр», «Мосгаз. Западня»), Сергей Уманов («Троцкий», «Союз спасения»), Геннадий Смирнов («Время первых»), Екатерина Щеглова («Мертвые дочери», «Инсомния»), Федор Лавров («Лучше, чем люди», «Легенда о Коловрате»), Сергей Рост («Давай разведемя!», «Осторожно. модерн!»), Юлия Марченко («Чиновница». «Спросите медсестру»), Павел Ерлыков («Кровавая барыня», «Мурка»), Наталья Рогожкина («Спящие», «Бывшие») и др. В роли жены Вертинского Лиды Циргвавы в фильме снялась 19-летняя дебютантка  Анна Мишина.

Авдотья Смирнова, режиссер:  «Эта история про то, что если быть человеком по-настоящему добрым и умеющим сочувствовать, и сочувствовать без осуждения, то есть шанс прожить хорошую удачливую жизнь. Вот мы про это пытались рассказать. В чем секрет Вертинского? Сюжеты его песен и история их героев – это чрезвычайная степень эмпатии, которая у него была. Его способность пожалеть, посочувствовать, увидеть какую-то другую судьбу, мне кажется, в этом кроется одна из магических черт Вертинского, которую мы взяли за основу его характера. Вертинский – это про доброту и жалость».

Кастинга на главную роль не было. Авдотья Смирнова изначально была уверена в выборе актера, который способен идеально воплотить образ Вертинского: «Я хотела, чтобы это был Алексей Филимонов. Потому что, с одной стороны, в Алеше и благородство, и тонкость, и изысканность. С другой стороны, его до этого видели только в ролях гопников и бандитов исключительно, как он мне сказал: «Ну вот и придется наконец поработать по профессии. Зачем-то же я учился». Я говорю: «Что ты имеешь в виду?».  Он говорит: «Ну как? Они видят во мне иркутского гопника и дают мне роли иркутского гопника. А я же для чего-то вообще-то учился, изображать кого-то еще».

Алексей Филимонов, актер: «С Вертинским я схож лишь принадлежностью к актерской профессии. Но в остальном – мы совершенно разные: он был очень нежным и чувствительным человеком, я – не такой. И играл я своё ощущение от Вертинского. В глубине души во время съёмок чувствовал, что он меня «поддерживает». Я всегда ему говорил про себя «спасибо».

МУЗЫКА

Вклад Вертинского в российскую культуру очевиден: по сути, он создатель авторской песни. До его сценических миниатюр от первого лица на сцене царил романс, а вот после наступило время последователей – Александра Галича, Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого…

Все песни в сериале поет исполнитель роли Вертинского Алексей Филимонов. Всего в сериале звучат 10 композиций. Актер до съемок не пел 12 лет, поэтому три месяца занимался с педагогом по вокалу.

«Современному зрителю невозможно объяснить, что пение Вертинского — это манера Серебряного века, театрально подчеркнутая, несколько декадентская. Поэтому мы поняли, что манеру Вертинского нужно перенести в современность», — объясняет Авдотья Смирнова. Записи нескольких песен до начала съемок были отправлены Анастасии Александровне Вертинской. Режиссер и актер получили ее одобрение.

Авдотья Смирнова, режиссер: «Вертинский придумал песню-миниатюру. То есть, грубо говоря, всем нам хорошо известная песни Аллы Борисовны Пугачёвой «Маэстро»  или «Арлекино» – это прямое порождение Вертинского. То есть, это песня, в которой заключена история, в которой есть целый сюжет. Поэтому я думаю, что даже современные поклонники Вертинского чувствуют в его строчках что-то новое, что-то неожиданное, что-то оригинальное».

МОДА

За женские образы в проекте отвечала художник-модельер Светлана Тегин, а за мужские – художник по костюмам Дмитрий Андреев («Золотой орел» за «Тобол» и «Ника» за «Грех»). Одежда и ткани приобретались в Италии, Франции, Монголии и винтажных московских магазинах. Внимание к нюансам одеяний было максимальное. Так, для Паулины Андреевой (Вера Холодная) для ощущения времени был выбран бархат, а все костюмы намеренно пошиты в черно-белой гамме (ассоциация с немым кино). Для передачи тепла, мягкости и женственности этой героини был сделан акцент на мягкие плюшевые текстуры, мех с коротким ворсом, мерцающее кружево и перья. Словом, все тактильное и притягательное, чтобы невольно хотелось прикоснуться.

Для передачи женственного образа Марлен Дитрих (Виктория Исакова) были выбраны меха, перья и перчатки. Перфекционизм актрисы был передан через глянцевую поверхность одеяний, а ее строгость — через элементы мужского костюма: белые рубашки, фрачные жакеты, бабочки и шляпы.

Нельзя не отметить и одеяния Анны Михалковой, сыгравшей агента разведки Бурковскую. Ее героиня четырежды встречалась с Вертинским в парижском кафе, и каждый раз она меняла свой образ. Самые сложные съемки для актрисы были в железнодорожном вагоне времен Октябрьской революции — температура плюс 35 градусов, необходимый для  сцены дым напускали в вагон перед каждым дублем. Анна Михалкова была в кителе и брюках галифе, заправленных в кожаные сапоги. «К полудню вагон казался раскаленной консервной банкой, наполненной дымом вместо воздуха. Я поразилась актерской выносливости, ведь в отличие от нас, они были одеты в форму из шерсти и сапоги, на них был грим, усы и парики. У меня в этом вагоне все плыло перед глазами», — вспоминает художник-модельер Светлана Тегин. 

Авдотья Смирнова, режиссер: «Я очень горжусь своими коллегами, которые работали над сериалом. Я не знаю, что скажет зритель, волнуюсь. Таких сериалов по художественной среде (декорации, костюмы, реквизит) у нас еще не было. И я надеюсь, что Александр Николаевич Вертинский как-то там нас поддерживает. Думаю, что он в принципе должен не без одобрения относиться к нашей работе».


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений