Государственная Третьяковская галерея представляет масштабный выставочный проект, посвященный творчеству одного из ведущих мастеров отечественного искусства ХХ века — Виктору Попкову. Это наиболее полный за последние годы показ работ художника, который предлагает новый, современный взгляд на его творчество. Проект реализован при поддержке генерального партнера выставки российского энерго-металлургического холдинга Эн+.
Наследие Попкова обширно и разнообразно. Живописные и графические произведения хранятся в собраниях всех ведущих музеев России, а наиболее значительные полотна составляют основу постоянных экспозиций искусства ХХ века. Персональная выставка Попкова представляет около 200 произведений живописи и графики из 12 государственных музеев и 7 частных собраний.
Экспозиция, построенная тематически, раскрывает круг проблем, к которым художник обращался на протяжении своего непродолжительного – около двадцати лет — творческого пути. В заглавие разделов вынесены центральные произведения Попкова: «Строители Братска», «Мой день», «Двое», «Воспоминания. Вдовы», «Хороший человек была бабка Анисья», «Осенние дожди (А. С. Пушкин)». Строительство Братской ГЭС, которая входит в состав компании Эн+, стала центральной темой для одного из самых известных произведений художника. Замысел работы родился во время поездки на строительство Братской ГЭС, где Попков работал в составе творческой группы и жил среди строителей. Картина «Строители Братска», центральная работа первого раздела, вошла в историю русской живописи как эталон «сурового стиля».
Отдельное место в творчестве Попкова и в экспозиции занимают пейзажи, показанные в разделах «Зимняя Золотица», «Города и дороги» (графика) и «Времена года» (живопись), которые были написаны во время частых поездок по стране.
В своей творческой эволюции Попков прошел путь от сюжетной и композиционной ясности ранних живописных работ «Весна в депо», «Строители Братска», «На работу» к метафоричности размышлений о войне и ее последствиях в произведениях «Воспоминания. Вдовы», «Северная песня», «Шинель отца», «Майский праздник». Раздумья о предназначении и ответственности художника, о его исторической и творческой миссии
воплощаются в портретах коллег и автопортретах разных лет, среди которых «Мой день», «Три художника», «Воскресенье», «Работа окончена», «Апрельский месяц». Картины «Двое», «Развод», «Семья Болотовых» затрагивают непростую тему взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Одной из важных составляющих проекта стало издание с наиболее полным представлением творческого наследия из государственных и частных коллекций. Альбомная часть включает цветные иллюстраций живописи и графики, подробная хроника жизни Попкова публикуется в сопровождение документальных фотографий, издание содержит статьи о творчестве художника и аннотации к наиболее значимым произведениям.
Острота видения окружающего мира, глубина личностного переживания, особый уровень осмысления и художественного воплощения своего времени характеризуют творчество Попкова и придают ему экзистенциальное звучание. Затрагиваемые им вечные темы жизни и смерти, добра и зла, труда и войны, любви и отчуждения остаются актуальными и в XXI веке. В современной исторической ситуации выставка произведений Виктора Попкова представляется насущной и значимой.