Время года зима Светланы Устиновой ∞ zeitnotinfo.ru

24 ноября 2022 года компания Capella Film выпускает в российский прокат фильм производства Hype Film «Время года зима».

«Время года зима» – режиссерский дебют Светланы Устиновой в полнометражном кино. Впервые Светлана выступила в качестве режиссера-постановщика в 2019 году, ее короткометражный фильм «Маруся» был представлен в рамках ежегодного благотворительного аукциона «Action».

Фильм создан при поддержке Министерства Культуры и Фонда Кинопрайм, премьера картины состоялась 10 августа 2022 года в рамках кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге.

В центре сюжета – история сложных отношений матери и дочери, все смешалось: груз детских обид, многочисленные накопленные недопонимания, отсутствие диалога между ними. Но парадоксальным образом неожиданная болезнь мамы начинает возрождать давно потерянную связь между ними. Идея фильма родилась из личной истории Светланы Устиновой, которой пришлось столкнуться с проблемой болезни Альцгеймера в своей семье.

«Когда у мамы начались странности в поведении, мы с папой не знали куда бежать и что делать. Шаг за шагом появлялись люди, которые подсказывали к кому идти, к каким обращаться врачам. Очень полезным оказался для меня просмотр фильма «Все ещё Элис», благодаря которому я как будто увидела со стороны – и нас с папой, и что именно происходит с мамой, это очень помогло разобраться и принять ситуацию. Через несколько лет после диагностирования болезни мамы, мне было просто необходимо выплеснуть накопленный эмоциональный и бытовой опыт, невысказанность съедала изнутри, и я начала работу над сценарием. Мой муж полностью меня поддержал, и это было очень важно для меня – чувствовать его тыл в таком непростом начинании», – делится Устинова.

Над картиной работала большая команда профессионалов, консультантов и людей, тем или иным образом оказавшихся в подобной ситуации.

«В работе над сценарием нам очень помогла лечащая врач-невролог моей мамы, Марина Викторовна Челяпина. Она описывала состояние пациента с деменцией следующим образом: представьте человека, который как будто находится в бункере, где встречается с самим собой. Безусловно, это страшное испытание. Мы также очень много общались с Мариной Викторовной на тему основных триггерных моментов поведения. Развивать сюжетную линию согласно психологическим поведенческим паттернам нам помогла психолог Наталья Каплаухая. А вместе с нашим оператором Александром Симоновым мы посетили клинику Кащенко, чтобы понять, как визуально выглядит психиатрическая лечебница. Там работают просто удивительные люди, впечатляющие своей гуманностью и преданностью человеческой душе», – комментирует Светлана Устинова. Таким образом, фильм собрал в себя огромный опыт разных людей на данную тему, множество реальных историй и судеб.

«Если бы мы только раньше знали, что такое деменция, болезнь Альцгеймера, к какому врачу идти, то можно было бы замедлить процесс. К сожалению, с моей мамой мы так и не успели все проговорить. Наверное, это был юношеский максимализм, желание доказать, что ты можешь все сам, без посторонней помощи. Именно поэтому мне очень хотелось написать сценарий, где были бы отражены горечь от упущенного времени и недосказанности. Есть группы, где собираются семьи с похожими ситуациями, которые организует фонд «Альцрус» – единственный в России занимающийся проблемой деменции, и с которым мы сейчас активно сотрудничаем», – рассказывает режиссер.

Главные роли в картине сыграли Юлия Снигирь и Евгения Добровольская, с которой Светлана Устинова познакомилась на репетициях спектакля «Чайка» МХТ им. Чехова, где исполнила роль дочери ее героини.

«Евгения – великая актриса и репетировать с ней одновременно и счастье, и непростая задача. Нужно доказать, что ты чего-то стоишь и достойна выходить на подмостки исторической сцены МХТ.  Какое-то время мы притирались друг к другу, но в какой-то момент лёд тронулся и наши репетиции переросли в дружбу. В это время как раз шла активная работа над сценарием «Время года зима», и я почувствовала, что именно Женя должна сыграть роль матери», – комментирует Светлана.

Евгения Добровольская, в свою очередь, также тщательно готовилась к роли, изучая материал, беседуя с профессионалами и консультантами. Но главной задачей было передать не трагедию болезни, а тонкую семейную связь.

«Мне сразу понравился сценарий, так как тяжелая тема была прописана с нотками юмора, с иронией, и при этом, глубоко и подробно изучена. У нас были долгие беседы со Светой, которая мне очень помогла при подготовке к роли. Основной задачей для меня было передать сложные отношения матери и дочери – это то, что близко, что нельзя услышать от психологов или кого-то со стороны. Это то, что каждый человек может сам прожить и прочувствовать», – комментирует Евгения.

А вот найти подходящую актрису на роль дочери удалось не сразу. Но когда на пробы пришла Юлия Снигирь, стало понятно, что именно она – та самая Катя. После ансамблевых проб с Евгенией, Снигирь утвердили сразу.

Устинова вспоминает: «Юля в нашем фильме действительно не похожа ни на одну из своих героинь. Это новая, современная девушка, которая живет в каждом доме, и я в неё верю».

Также в картине снялась Екатерина Варнава, которая уже работала со Светланой Устиновой над короткометражкой «Маруся», и где уже примерила на себя драматическое амплуа. Поэтому, по признанию актрисы, было очень комфортно и безумно интересно сняться в теперь уже полном метре, где она исполнила роль матери маленькой девочки, которая обращается к героине Юлии Снигирь с заказом устроить детский праздник для своей дочери.  Кроме того, в прошлом Варнава преподавала в детской танцевальной школе, видела, как мамы могут давить на своих детей, реализуя свои амбиции, и привнесла этот опыт в свою героиню.

«Я с большой любовью и стопроцентным доверием отношусь к Свете и выйти из комедийного жанра было очень интересно. Она как режиссер меня очень чувствует, дает четкие задачи и для меня это удивительный опыт. Картина сама по себе очень непростая и сложная, и мне безумно интересно было поняться психологию вот таких мам, попытаться проанализировать взаимоотношения матери и дочери. которые в своём ребенке пытаются увидеть себя – это очень непросто. Картину очень важно посмотреть родителям, которые порой могут и не подозревать, что делают своих детей несчастными. Я надеюсь, что мы достучимся до сердец. Света в этом смысле сделала большой поступок, сняв не только сильную драму, но и подняв вопрос неизлечимой болезни в нашем обществе», – комментирует Екатерина Варнава.

В кадре состоялся сильнейший ансамбль исполнительниц главных женских ролей, но так сложилось, что и за кадром над «Время года зима» работала велась в основном женской командой. Но по признанию Устиновой, это получилось случайно. Помимо актерского состава, художественный руководителем выступила Наталья Меркулова, музыку к фильму написала Даша Чаруша, в продюсерский состав вошла Елизавета Чаленко, за производственный процесс отвечали Наталья Смирнова и Анастасия Кинс.

Евгения Добровольская следующим образом комментирует съемочный процесс: «Атмосфера на площадке была прекрасная. Светлана – дебютант в режиссуре, но на съемках она с детства, и отлично знает, что и как надо делать. Все было сделано на высочайшем профессиональным уровне, она блестяще справилась со своей задачей».

«Я вложила в картину весь свой опыт и знания, чтобы зрители сумели предотвратить, не дай Бог, развивающуюся болезнь Альцгеймера близких на ранней стадии.
Я хотела показать, что они не одни в подобной ситуации. И возможно, после просмотра этого фильма, и дети, и родители возьмут трубку телефона и позвонят родным, чтобы просто поговорить».
– Светлана Устинова.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений