Диана и Актеон. 1916-1917

13 февраля в Приморской государственной картинной галерее открывается выставка произведений Зинаиды Серебряковой из собрания Русского музея. Сорок три работы художницы будут впервые представлены во Владивостоке.

Новая экспозиция продемонстрирует известные и редко экспонируемые живописные и графические произведения Зинаиды Серебряковой — от ранних работ, созданных в России, до картин парижского периода. Работы из собрания Русского музея дополнит картина «Тата и Катя Серебряковы», переданная в 2017 году в дар Приморской картинной галерее известным дальневосточным учёным Александром Сергеевичем Клещевым.

Творчество Зинаиды Серебряковой, ученицы Ильи Репина и Осипа Браза, отличается разнообразием тем и сюжетов, тонкой лиричностью и психологизмом. Художница была членом возродившегося в 1910 году объединения «Мир искусства», на выставках которого наряду с портретами и пейзажами экспонировались её монументальные полотна о современной деревне («Крестьянка с холстом на коромысле» (1917), «Жатва» — этюды к этой картине «Крестьянская девушка Поля» и «Обувающаяся крестьянка», оба – 1915). Серебрякова, с раннего детства жившая в имении Нескучное Курской губернии, вдохновлялась природой русской деревни («Перед грозой (Село Нескучное)», 1911).

1910-е годы стали временем расцвета таланта Серебряковой. За семь предреволюционных лет были созданы значительные, известные произведения: «Купальщица» (1911), «Диана и Актеон» (1916), многочисленные портреты («Портрет Е.Н. Лансере», 1912) и пейзажи («Горный пейзаж», 1914). Моделями художницы были крестьяне и представители ближнего окружения – родственники, друзья, студенты, писатели, художники.

Примечательны и выразительны работы 1920-х годов — автопортрет 1922 года, изображения близких («Портрет Лолы Эдуардовны Браз», 1921; «Портрет С. Эрнста».  Этюд к портрету из коллекции А.Н. Рамма, 1921). Художница увлекалась театральной тематикой, она умело передавала атмосферу гримерных перед началом спектакля, когда костюм, грим, внутренняя сосредоточенность на роли постепенно преображают девушек — «Голубые балерины» (1922), «В артистической уборной» (между 1921 и 1924).

В 1924 году Серебрякова уехала в Париж.  Как прежде, главным в творчестве Серебряковой был портрет. Зимой 1928-1929 годов и весной 1932-го художница побывала в Марокко. Серебрякова увидела Марокко без экзотики, прониклась ритмами жизни Востока, любуясь красотой и бытом простых людей – «Марокканка в белом», «Голова негра», «Негритянские дети» (все — 1928), «Портрет аббата» (1935).

В годы Второй мировой войны и в послевоенные десятилетия Серебрякова продолжала писать портреты. Когда не было заказов, она обращалась к автопортрету (1946), изображала своих детей, деятелей искусства (портреты С. М. Драгомировой-Лукомской и С. А. Лукомской, оба — 1943).

Между тем, в эпоху оттепели в СССР произошёл пересмотр отношения к национальному искусству предреволюционных лет. С середины 1950-х картины Зинаиды Серебряковой вновь экспонировались в музеях и на выставках, с художницей начали переписку сотрудники ленинградского Русского музея.

Теперь Русский музей – хранитель одной из крупнейших коллекций художницы, в которой насчитывается 60 живописных и около 200 графических произведений, отражающих все этапы творчества художницы. Коллекция произведений Серебряковой формировалась в Русском музее на протяжении всей жизни мастера. Первые приобретения были сделаны музеем в 1911 году со знаменитой выставки «Мир искусства». Другими источниками формирования явились собрания детей художницы – Татьяны и Евгения Серебряковых, а также произведения, закупленные с персональной выставки в Ленинграде в 1966 году. 

Выставка продлится до 30 мая.



Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений

Top.Mail.Ru