Top.Mail.Ru
Рувим Мазель. Автопортрет во время малярии. 1923. Каракалпакский государственный музей искусств имени И.В. Савицкого, Нукус

17 мая в институте искусствознания открывается выставка Рувима Мазеля.

Выставочно-лекционный проект «Восток Рувима Мазеля» посвящен 130-летию со дня рождения выдающегося художника-ориенталиста Ильи (Рувима) Моисеевича Мазеля (1890-1967).

Выходец из черты оседлости, сын витебского скрипача, окончивший хедер и художественную школу Ю. М. Пэна (1854-1937), Рувим Мазель прошел через художественные мастерские Германии, однако раскрылся как подлинный художник, соприкоснувшись именно с Востоком. Пустыни и краски Туркмении, а позднее и Кавказа возбудили в его генетической памяти образы Святой Земли и Иерусалима, запечатленные художником в библейских сюжетах на холсте, в графике, акварели и переданные иносказательно в образах обычных людей, через уклад их жизни, художественные традиции, включающие ковроткачество и музыку.

На протяжении сложной истории двадцатого века Восток был прибежищем для гонимых от войн, погромов, насилия и голода и остается благодатной житницей, принимающей и согревающей теплом своей земли, дарящей любовь всем, кто может почувствовать ее и принять. Сердце художника, наполненное радостью и счастьем от соприкосновения с природой, образами и искусством восточного края родной страны щедро откликнулось благодарным чувством: «Тут у меня проснулась давняя страсть к Востоку, и мне показалось, что я нашел то, что давно искал…» (Р. Мазель. Записки. Рукопись).

«Восток Рувима Мазеля» — это нарицательный образ вечной памяти, помогающей выстоять сквозь века, собирая настоящее из рассыпанных атомов прошлого, прикладывая камень к камню, жердочку к жердочке в восстановлении утраченной гармонии вещей. Наталья Апчинская (1937—2014) — первый исследователь творчества Рувима Мазеля, назвала его ярким примером «еврейского художника, сохраняющего национальную идентичность и при этом влюбленного в иную, хотя и родственную культуру» (Н. Апчинская, 2004). В этом сохраняется гармоничное единение Запада и Востока, подарившее миру добрые, светлые и по-своему уникальные образцы мазелевского искусства — искусства видеть свое сквозь чужое и любить чужое как свое.

Центральная тема экспозиции — память о Иерусалиме и Святой Земле — укорененная в творчестве художника, пронизывает все события «Недели еврейского искусства в ГИИ» (17-21 мая) — от выставки и лекций ведущих российских и зарубежных искусствоведов, концертов классической и традиционной еврейской музыки, до Первой Международной междисциплинарной сессии по Еврейскому искусству (20-21 мая).

Второй конкурс грантов Российского еврейского конгресса на развитие музейных и выставочных проектов в области еврейской культуры, лауреатом которого стал проект, определил победителей в 2020 году. На рассмотрение экспертного совета поступили 64 заявки из 36 городов, а в составленный экспертами шорт-лист, который рассматривало жюри, вошли 20 проектов. В апреле этого года РЕК объявил прием заявок на свой Третий конкурс музейно-выставочных грантов. По традиции участвовать в нем смогут любые некоммерческие, бюджетные и общественные организации: театры, музеи, общинные центры, научно-исследовательские институты, имеющие презентационные площадки в онлайн- или в офлайн-формате. Последний срок приема заявок – 15 июня 2021 года).



Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений