Яна Гладких о режиссерской профессии

О режиссерской профессии

Еще студенткой театрального института я думала о режиссуре и планировала после Школы-студии поступать в ГИТИС.  Но так сложилось, что к моменту выпуска у меня было три больших спектакля в МХТ им. Чехова, и Олег Павлович Табаков пригласил меня в труппу. Само собой, я согласилась ¬– работать под началом этого человека было подарком. Плюс, после выпуска мой мастер Дмитрий Владимирович Брусникин позвал преподавать в мастерскую, мы ставили со студентами отрывки, репетировали. Брусникин все время предлагал мне взяться за большую работу, мы обсуждали несколько пьес, которые я могла поставить со студентами, но мне не хватало уверенности в себе.

В итоге все отложилось на десять лет. А в какой-то момент поняла, что хочу вернуться к своей мечте и попробовать себя в режиссуре. Правда, уже в кино. Я временно ушла из театра и начала учиться на Высших Курсах сценаристов и режиссёров в мастерской Владимира Ивановича Хотиненко, Владимира Алексеевича Фенченко и Павла Константиновича Финна.

Мужское и женское

Когда-то режиссер и оператор считались профессиями не женскими. Действительно, это очень тяжело, начиная с физической нагрузки и заканчивая психоэмоциональным давлением. К счастью, такое жесткое разделение на «мужское» и «женское» ушло в прошлое. Уже и научно доказано, что женщины, к примеру, более стрессоустойчивы, так что можно ещё поспорить, кому из нас труднее выдерживать те или иные нагрузки.

Мне повезло, я ни разу не слышала в свой адрес «она девчонка, это не сможет». Облажаться может каждый. Если же ты со всем справляешься, держишь ситуацию под контролем, можешь поставить задачу, завоевал авторитет, то какая разница, парень ты или девушка?

Об истории

«Красотка в ударе» — трогательная, легкая история про непростые отношения женщины с самой собой и с этим миром.

Сценарий мне предложили продюсеры Рубен Дишдишян и Лариса Блажко. Когда я его прочитала, то поняла, что эта история абсолютно универсальная, в ней есть вещи понятные и близкие каждому. Сразу представила, о чем буду снимать фильм ¬– не о какой-то некрасивой девушке, которая старается принять и полюбить себя, а о самой обычной девушке, такой, как мы все,  со своими достоинствами и недостатками, но которая считает себя «крокодилом».

Понятие «красотка» в фильме несколько шире, чем просто относящееся к внешности, оно про самоощущение, самооценку. Это история про девчонку, которая работает на «мужской» работе — она бригадир, техник сцены, сопровождает мероприятия – концерты, Дни города, корпоративы – с технической стороны: устанавливает звук, свет, оборудование. В ее подчинении несколько мужчин, которые зовут ее  «Палыч». Она постоянно подвергается давлению со стороны общества, коллег, семьи и самой себя за то, что не соответствует чьим-то ожиданием, вкусам, общепринятым стандартам.

Наша героиня проходит трудный путь к принятию самой себя. Пока другие переделывают внешность, она перестраивает свой внутренний мир и приходит к гармонии. Мне кажется, это гораздо важнее.

О кастинге

До «Красотки в ударе» мы с Юлей не были близко знакомы. Пересекались только один раз: так вышло, что она вручала мне гран-при за «Лучший короткий метр» на фестивале дебютов «Движение». И когда я позвала ее на пробы, надеялась, что она вспомнит мой фильм, и у меня будет какой-то бонус.  Как-только мы встретились, я почувствовала, что между нами есть безусловное доверие и общее понимание истории, а это уже половина успеха. Для меня стало очевидно, что больше никого искать на эту роль не буду. Юля — актриса невероятного диапазона, вмещает в себя очень много. Она сочетает в себе драматизм, тонкое чувство юмора и профессионализм. Я влюбилась в неё мгновенно.

Если главную героиню до появления Юли мы какое-то время искали, то про остальные ведущие роли я понимала еще на стадии прочтения сценария. То, что Юля Александрова и Андрей Бурковский снова снялись вместе после сериала «Звоните ДиКаприо», вышло не намеренно. Андрея, с которым мы давно дружим и долго работаем в одном театре. я видела в роли пластического хирурга с самого начала.

Гришу Калинина я тоже в первую очередь предложила на роль мужа. Мне нужен был очень умный, интеллигентный артист, который мог бы стать своего рода адвокатом роли, чтобы сыграть наименее привлекательного персонажа нашей истории.

О красоте

Можно очень долго спросить о красоте. У каждого свои вкус: кто-то фанатеет от девушек с маленькой грудью и фигурой «героиновый шик», а для кого-то она будет «доска» и размер бедер Ким Кардашьян – эталоном женственности и привлекательности. Я говорю и про девушек, и про парней.

Единого мнения в этом нет, но есть одна вещь, которую я считаю максимально вредоносной для психологического здоровья современного человека (и в большей степени для девушек, так как чаще всего они сильнее «загоняются» по поводу внешности) — это повсеместная популяризация в медиа безупречности, доведенной до абсурда. Эфир заполнен идеальными женщинами, которые делают вид, что они такие 24/7, и ты обязана быть такой же, чтобы нравится. Если не вписываешься своим поведением и внешним видом в понятие «безупречности», то чувствуешь неудовлетворение, а твои комплексы множатся и множатся. А между тем, на мой взгляд, самая большая ценность человека – его личность и самобытность. Это как раз то, что есть в нашей героине. Только мир вокруг нее диктует свои стандарты красоты и навешивает ярлыки.

Очень рада, что главную роль играет Юля Александрова, которая сочетает в себе самобытность, глубину и невероятное обаяние. То, что делает человека красивым вне зависимости от того, он в рабочем комбинезоне у станка или в дорогих украшениях на красной дорожке.

Я бы даже сказала, что безупречным может стать каждый, это вопрос целеустремленности и денег. А вот по-настоящему красивым человеком, светящимся изнутри, пребывающем в гармонии с собой, стать гораздо сложнее. Но это и есть наша цель – вдохновить на путешествие к себе, к тому, что ты сам считаешь красивым, навстречу к тем людям, которые делают именно тебя счастливыми.

О «сюрпризе»

На момент, когда мы били по рукам, ни я, ни продюсеры не подозревали, что я жду ребенка. Не знаю, решились бы они войти в съемки со мной, зная о моем положении. Но когда это выяснилось, уже была произведена большая подготовительная работа, а я так погрузилась в проект, что не возникало вопросов или сомнений, смогу ли довести его до конца. К тому же, на «Красотке в ударе» я была беременна второй раз и прекрасно понимала, на что иду.

Мне повезло, я легко переносила беременность. Возможно, это свойство моего темперамента, но не представляю, как можно ее пережить, не работая. Я и свой дипломный фильм «Аня наоборот» снимала на 6-м месяце. В группе никто, кроме оператора, об этом не знал. Там был кадр, для которого мне нужно было на общем плане вместо главной героини прыгать с платформы на действующие железнодорожные пути. Сейчас понимаю, что так делать не стоило, конечно. Но бывает, я вижу цель и не вижу препятствий.

Надо сказать, фильм стал спасителем от моих переживаний, поскольку эта беременность была сопряжена со множеством страхов и волнений. Благодаря работе я переключилась. Когда снимаешь, нет возможности думать ни о чем, кроме фильма.