Закат Мишеля Франко ∞ zeitnotinfo.ru

14 апреля 2022 года компания Capella Film запускает в отечественный прокат новый фильм от режиссёра «Нового порядка» Мишеля Франко — «Закат».

В центре сюжета оказывается состоятельная пара, отдыхающая на мексиканских пляжах. Узнав трагичную новость, наследник богатой фамилии (Тим Рот) решает не прерывать отпуск, в то время как его сестра и племянники отправляются в Лондон на похороны матери. Он переезжает в дешевый отель на берегу и начинает общаться с местными жителями.

Любимец фестивальных смотров, мексиканец Мишель Франко возвращается с новой картиной «Закат», спустя всего год после получения Гран-при на Венецианском кинофестивале за социальную драму «Новый порядок». В «Закате» режиссер снова обращается к камерному, порой молчаливому повествованию и исследованию экзистенциализма, прославившему его ранние работы. Режиссер признается, что сознательно не опирался на произведения прошлого, но завершив работу, обнаружил ассоциацию с «Посторонним» Альбера Камю.

Продолжая свое изучение отношений человека и общества, находящихся под давлением определенных обстоятельств, Франко фоном исследует культуру и проблемы родной страны.

«Мне понравилась идея о герое-чужестранце, который находится на переломном этапе своей жизни и в этот период приезжает в страну, языка которой он не понимает. Он вливается в местное сообщество и культуру, но преимущественно молчит», — вспоминает режиссер.

По признанию Франко, картина получилась из нескольких важных смысловых составляющих. Сценарий был написан в период глубокого личного кризиса после очередной поездки в Акапулько. Тогда у режиссера случился серьезный конфликт с группой незнакомцев, переодетых в полицейскую форму:

«В тот день мы с девушкой выезжали из отеля в 8 вечера, меня остановили под дулом пистолета несколько федеральных полицейских в очень агрессивной манере. Они задавали странные вопросы и хотели, чтобы я вышел из машины. Моя девушка не понимала, что происходит, очень испугалась и просила меня делать все, что они говорят. Тогда нам удалось уехать и скрыться от последующей погони, вернувшись срочно в отель. Но тот случай меня жутко потряс, так как я понял, что мой любимый город перестал быть райским местом, как раньше». 

После того случая, Мишель Франко еще чаще стал задаваться экзистенциальными вопросами – где человек находится и зачем, а также впервые начал думать, что жизнь не бесконечна, и всему есть конец. Именно поэтому действие фильма разворачивается в Акапулько, а главный герой переживает эмоциональный кризис.

«Меня шокирует видеть, как город, где я провел детские каникулы, превращается в эпицентр насилия. У меня разрывается сердце, когда я вижу, как сильно изменилось это место. Этот распад символизирует весь упадок моей страны. Сейчас в Акапулько царит большая напряженность, но во время съемок все закончилось очень дружелюбно. Наверное, я хотел доказать, что это все равно тот самый Акапулько, наполненный красками, музыкой и едой. Акапулько Элвиса и Синатры», — комментирует Франко.

Помимо всего прочего, режиссер задается вопросами института семьи, денег, образования и места в социуме, считая, что инструменты привилегированной жизни по своей сути ничего не значат. По мнению Франко, даже самые богатые и успешные представители общества совершают элементарные ошибки и порой не умеют даже общаться друг с другом, становясь очень одинокими:

«Этот фильм о конкретной семье, но фильм затрагивает более серьезные проблемы, такие как экономическое неравенство, нарушение коммуникаций, насилие во многих формах. Отношения в семье всегда очень показательны».

Идея солнца также очень глубока в этом фильме и является метафорой для всех персонажей. Солнце издревле считалось символом жизни и смерти одновременно. Это связующая нить в картине. Главный герой позволяет себе все больше и больше открываться солнцу, но это не обязательно хорошее стремление в символическом смысле, и режиссер сознательно идет на это противоречие.  

«Закат» создавался из необходимости исследовать место, которое кажется все более далеким и чужим. Это исследование всех процессов, происходящих в Акапулько, а также изучение характера человека и его семьи. Солнце всегда олицетворяло первобытные смыслы – это свет, тепло и одновременно опасность и агрессия», — комментирует Франко.

Главная роль в картине была написала специально для Тима Рота, с которым Мишель Франко уже работал в 2015 году. Тогда вышли сразу два совместных фильма – «Хроник» и «600 миль».

«Прошло немало лет, как мы впервые встретились, и вместе мы прошли через определенные трудности на съемках предыдущих картин. Наше восприятие кино очень схоже, и я был уверен, что Тим сразу заинтересуется «Закатом». Сценарий я написал за несколько недель, и он был прямо противоположным «Новому порядку», на который у меня ушли годы. После того, как я закончил, я уже не был уверен, стоит ли браться за съемки, и я отправил его Тиму. Он точно понял и почувствовал историю, поддержал меня и сказал ничего не менять, надо снимать так, как есть», — вспоминает режиссер.

Также одну из главных ролей сыграла Шарлотта Генсбур, впервые работающая с Франко. По признанию режиссера, он мечтал снять актрису в своих картинах еще после просмотра «Антихриста». Изначально ее персонаж был почти эпизодической, и Генсбур явно не рассматривалась на роль второго плана. Однако кастинг-режиссер связался с актрисой, и, к удивлению всех, Генбсур сразу дала согласие. Мишель Франко решил ей дать полную свободу в разработке персонажа, и в итоге актриса многое добавила и значительно «расширила» свою роль.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений