Жизнь и чудо в Третьяковской галерее ∞ zeitnotinfo.ru

28 апреля в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка «Жизнь и чудо. Иконы XIV – XIX веков из частного собрания».

Выставка произведений из частного собрания – особый жанр, который в последнее время, к счастью, становится распространенным и привлекает к себе все больше внимания – особенно среди публики, которая уже хорошо знакома с шедеврами русского искусства, представленными в экспозициях крупных отечественных музеев. Такая выставка всегда дает возможность открыть для себя что-то редкое, обычно скрытое от посторонних глаз, получить новые и неожиданные впечатления. На сей раз это возможность увидеть сразу более семидесяти русских икон XIV–XIX веков, многие из которых до этого времени ни разу не выставлялись, а некоторые были раскрыты от поздних записей перед самой выставкой. Среди них есть и такие, которые были приобретены на зарубежных аукционах и у европейских коллекционеров. Сейчас они возвратились на родину после длительного пребывания в Европе, как, например, икона «Великомученик Никита, с житием» первой трети XVII века, купленная в России бельгийским коллекционером Отто О’Меаром еще в начале 1920-х годов.

Большинство показанных на выставке произведений – это житийные иконы святых, то есть иконы, которые, наряду с изображением самого святого, к которому верующие обращаются с молитвой, представляют рассказ о его жизни и чудесах в отдельных сценах. Такие сцены могут располагаться или на фоне, по сторонам от центрального изображения, или на полях иконы, в отдельных клеймах, что предполагает их последовательное «прочтение», подобное перелистыванию страниц книги. Иконописцы ориентировались на различные редакции житийных текстов, в которых немногочисленные исторические сведения соединялись с апокрифическими преданиями и народными верованиями, а повествование в целом имело, как правило, устойчивую каноническую схему. Жития и житийные циклы в иконах, во-первых, должны были показать путь святых к Богу, представив этот путь как образец для христиан, а, во-вторых свидетельствовать о той сверхъестественной силе, которая была им дарована в награду за чистоту и стойкость в вере и подтверждалсь многочисленными чудесами, совершенными как при жизни, так и после смерти. Именно эти свидетельства позволяли верующим обращаться к ним с просьбами о заступничестве перед Богом и о помощи и покровительстве в повседневных делах. Последнее с особой силой проявилось в русской народной традиции, когда земледельцы просили сурового ветхозаветного «громовержца» пророка Илию о прекращении засухи и даровании дождя, скотоводы почитали своими покровителями святителей Спиридония Тримифунтского и Власия Севастийского, мучеников Флора и Лавра и т.д. Особое покровительство, как считалось, святые оказывали тем людям, которые были названы в их честь – отсюда возникла традиция основывать храмы и заказывать иконы своих святых покровителей. Так, представленная на выставке икона святителя Афанасия Александрийского третьей четверти XVI века, как предполагают исследователи, могла быть исполнена по заказу вологодского наместника Афанасия Ивановича Вяземского для небольшой церкви Святителя Афанасия, построенной им на Старой Торговой площади в Вологде.

Наряду с иконами широко почитавшихся на Руси пророка Илии, святителя Николая Чудотворца, великомучеников Георгия, Димитрия и Никиты, мучениц Параскевы, Варвары и Анастасии, на выставке представлены и достаточно редкие образы святителя Тихона Амафунтского, известного византийского гимнографа преподобного Иосифа Песнописца, мучеников Виктора и Вонифатия и др., причем большинство из них также имело в народной традиции свою чудесную «специализацию» – так, например, к мученику Вонифатию обращались за помощью для избавления от греха пьянства. Есть среди них и иконы русских святых – преподобных Сергия Радонежского и Макария Унженского, а также Христа ради юродивых Прокопия и Иоанна, подвизавшихся в Великом Устюге и почитавшихся как небесные покровители этого города.

Особый раздел выставки составляют списки с чудотворных икон Богоматери, дополненные сюжетами из сказаний об этих иконах – особом жанре, получившем

широкое распространение в русской христианской культуре, особенно в эпоху Позднего Средневековья и в Новое время. Одной из самых долгих и насыщенных событиями была история Владимирской иконы Богоматери – ей соответствует пространное живописное повествование на раме, исполненной в традициях мастерской Оружейной палаты в последней четверти XVII века и предназначавшейся для небольшого почитаемого списка с прославленной святыни. Особое место в представленном здесь цикле сюжетов занимают примеры заступничества и чудесной помощи Богоматери, которая оказывалась русскому народу и русскому воинству через Владимирскую икону во время вражеских нашествий – отсюда многочисленные изображения сражений и воинских походов с необыкновенно тщательно выписанными доспехами и оружием воинов. На выставке также можно увидеть единственную известную на сегодняшний день икону «Богоматерь Купятицкая, со Сказанием», в сложной программе которой центральное место занимает живописная копия ростового изображения Богоматери с Младенцем, находившегося на обороте чудотворного нагрудного креста (энколпиона), по преданию, обретенного в глубокой древности в лесу неподалеку от нынешнего города Пинска (Белоруссия), а XVII столетии хранившегося сначала в Купятицком Введенском монастыре, а затем в соборе Святой Софии в Киеве.

Посещение выставки позволит современному человеку не только насладиться красотой русского средневекового искусства, но и представить себе разнообразие путей христианской жизни и соотнести с ними свою жизнь, в которой всегда может найтись место для искренних молитв к святым заступникам и покровителям, а возможно, и для чудесного ответа на эти молитвы.