
13 декабря на Первом канале новые серии остросюжетной психологической драмы «Знахарь» про судьбу талантливого нейрохирурга, спасающего жизни людей. Проект стал самым рейтинговым сериалом, показанным на Первом канале в 2019 году, и получил большое количество положительных зрительских отзывов. Даниил Страхов, сыгравший в нем главную роль, в 2020 году был удостоен награды «Звезда театрала» в номинации «лучшая роль театрального актера в кино» именно за сериал «Знахарь».
В долгожданном продолжение нашумевшего проекта, в котором снова гармонично сюжетно переплелись приключения, любовь и современная медицина, помимо Даниила Страхова, в фильме также сыграли Екатерина Кузнецова, Николай Иванов, Валерий Гришко, Хельга Филиппова, Андрей Феськов, Александра Мареева, Светлана Марцинкевич. Появятся и новые герои в исполнении Елены Николаевой, Дарьи Урсуляк, Виталия Коваленко, Натальи Сурковой, Валерия Кухарешина, Татьяны Колгановой, Сергея Яценюка и др. Как и первый сезон, сериал снимал режиссер Ярослав Мочалов («Знахарь», «Мурка»).
По словам Ярослава Мочалова, «Знахарь» получил положительные отклики от многих медицинских работников. Для всей творческой команды сериала — это послужило не только наивысшей похвалой, но и вдохновило на продолжение истории. «Многие герои из первой части перешли и в новые серии, зрителю предстоит увидеть новый путь главного героя, друзья у него останутся, а вот недруги поменяются», — объяснил режиссер.
После событий первого сезона прошло шесть лет. Талантливый нейрохирург Андреев (Даниил Страхов) работает под началом своего тестя Семенова (Валерий Гришко), делает блестящие операции и наслаждается тихим семейным счастьем. Но в одночасье все меняется. После ужасной трагедии и потери семьи Андреев разрушен. Он хочет покончить с хирургией. И только появление в его отделении новой пациентки, Виолетты Корчиной (Елена Николаева), останавливает его – Андреев подозревает, что ее травма произошла злонамеренно. Более того, даже в палатах медицинского центра Виолетта в опасности, и защитить ее Андреев не в состоянии. Помогая другому человеку, Андреев помогает самому себе. И приходит к ответу на вопрос, почему погибла его семья, и кто в этом виноват. Но как поступить с этим страшным знанием?..
Актер Даниил Страхов: «Потеря памяти, то есть потеря себя, своей личности – сыграть эту тему действительно задача интересная. И весь первый сезон герой ищет самого себя, стремится вернуть свой мир, путаясь в осколках своего сознания. Исходное событие сезона второго – бескомпромиссное, жестокое, не оставляющее никаких надежд на то, что можно что-то вернуть. Потеря семьи, близких – горе, с которым почти невозможно смириться. Сценаристы поставили очень сложную задачу передо мной и режиссером Ярославом Мочаловым. Я бы не стал называть это «магнитом», это камень, который тянет героя на дно. Нет желания жить. По сути всё, что дальше будет происходить с Андреевым, — это отказ от самого себя, то есть движение прямо противоположное желаниям героя в первом сезоне».
Елена Николаева сыграла пациентку с «синдромом запертого человека».
Одну из главных ролей Виолетту в новых сериях «Знахаря» сыграла актриса Елена Николаева.
Андреев спасает Виолетте жизнь, но в назначенный срок она не выходит из медикаментозного сна. Героиня находится в коме с «синдромом запертого человека», который характеризуется отсутствием адекватной реакции больного на внешние стимулы при полной сохранности сознания и чувствительности. Когда же ее удается вывести из комы, она чувствует себя маленькой 8-летней и 14-летней девочкой. Психика Виолетты, стремясь защититься от потрясений, откатывает ее личность до детского возраста.
Режиссер Ярослав Мочалов: «Такие ситуации («синдром запертого человека») действительно бывали и случались. Чаще всего это не физическая проблема, что вы не можете вспомнить себя, и вы остановились на этом возрасте. А есть некое “якорное” событие, которое нас останавливает, и человек не вспоминает дальше. Чтобы вспомнить «дальше», надо пройти тот путь, который он уже проходил. И это возможно терапевтически. С другой стороны, чертовски интересно, как бы мы прожили заново жизнь сейчас без каких-то травмирующих нас в прошлом событий.
Лена Николаева была выбрана на эту роль, потому что она может чувствовать себя ребенком. Надо быть достаточно открытым человеком и спокойно на себя смотреть и воспринимать себя достаточно глубоко, чтобы играть ребенка в себе».
Даниил Страхов: «Я когда прочел сценарий, не мог поверить, что так бывает. Учитывая амнезию героя в первом сезоне, я всё-таки был немного в курсе того, о чём идет речь. Но то, что мозг способен не просто заблокировать память, а сделать, как бы сказать… «частичный откат системы», это, конечно, удивительно. Лена Николаева – хорошая актриса и отлично с этим справилась. Сыграть ребенка в теле взрослого человека – задача трудная и интересная. Мы с Леной давно знакомы, пересекались время от времени на разных пробах. Но вместе поработать не удавалось. Но однажды такой шанс выпал – и я пригласил её сыграть леди Макбет в спектакле «Макбет». Поэтому встретившись на съёмочной площадке, мы не тратили время на знакомство, понимая друг друга с полуслова».
Елена Николаева: «Редкая актерская удача — возможность сыграть в одном проекте сразу три возраста. По сюжету сериала определенные обстоятельства вынудят мою героиню побыть как с сознанием 8-летнего ребенка, так и 14-летнего подростка. Это было крайне интересно, но и сложно, потому что юный возраст сыграть не так-то и просто. В моем случае получилась любознательная и быстрая на эмоции девочка. А ориентировалась я на собственных детей (Артемию сейчас 12 лет, а Веронике — 9), себя ребенком уже не так хорошо помню, а тут прям родные живые примеры».
«Сюжет нового «Знахаря», как и в первой части, крутится вокруг возвращения памяти после ее потери в результате несчастного случая. Тема интересна и сама по себе: думаю, что многие сталкивались с тем, как вид определенного цветка или какого-то запаха на время перемещал в детство или в какой-то вроде уже позабытый период жизни. В проекте это все будет показано увлекательно и в тоже время с четкими объяснениями. В «Знахаре», по мне, смесь лихой детективной интриги, искренних чувств и удивительных медицинских технологий».
Место действия сериала — Санкт-Петербург. Если в первом сезоне основными локациями были больницы города, в продолжении «Знахаря» из-за пандемии операционные пришлось снимать в декорациях. А вот реальные медицинские кейсы воспроизводили под руководством практикующих врачей и консультантов. По словам Николая Иванова, после выхода первого сезона сериала «Знахарь» на экраны он получил множество положительных откликов от врачей. Медицинским работникам понравилось, как артисты показали на экране их профессиональную деятельность, и как были сняты операции.
Все операции старались воспроизводить с максимальной тщательностью и правдоподобностью. Например, операция, которую делают известной скрипачке вполне реальная история. Скрипачка не могла выступать из-за тремора правой руки, ей делают имплантацию глубинных электродов для стимуляции таламуса. Для того чтобы не было нарушения слуховой функции, во время операции музыкант в сознании и играет на скрипке. «Это должно именно так и делаться. Консультанты у нас и с теми, с кем мы работали, и новые появились, все они действующие нейрохирурги. В сериале мы использовали аппарат трехмерного позиционирования — это технология есть, она используется. К примеру, электронный микроскоп, который снимали в сериале со встроенными камерой и другими сложными системами, сделан нами специально, в аренду его взять было нереально – очень дорогая для нас история. А есть вещи в фильме, которые мы для себя придумали. Например, у нас есть тренажер, где нейрохирург Егоров тренируется перед операцией. Это немного фантастически, но медицина быстро развивается, и возможно скоро подобный тренажер появится в отделениях нейрохирургии», — рассказывает режиссер фильма Ярослав Мочалов.
Даниил Страхов: «Слава Богу, мы не были брошены на произвол судьбы, нам помогали врачи — и прежние, и новые друзья, без которых мы бы не справились. Консультанты из первого сезона подтрунировали надо мной, когда я заново вспоминал, как правильно держать тот или иной инструмент, когда вновь медицинские термины «вязли» во рту, не желая произноситься легко. Но, конечно, с технической точки зрения было проще. Не легче, но проще. Не могу не сказать о лекциях Татьяны Черниговской, умного человека и прекрасного рассказчика. Её видение сегодняшнего мира, анализ происходящего с нашим сознанием явились для меня большим подспорьем в подготовке к работе».