С 6 ноября 2024 года по 12 мая 2025 года работы Федора Бруни «Медный змий» и Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» будут выставлены в залах постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей являются главными хранителями русского национального искусства: их коллекции дополняют друг друга. Масштабные выставочные проекты, которые каждый из музеев организует посвоему, не могли бы состояться без плодотворного сотрудничества двух крупных институций на протяжении многих десятилетий.
С 6 ноября у посетителей Третьяковской галереи появилась уникальная возможность увидеть знаменитые полотна Федора Бруни и Василия Сурикова.
Первая расширенная экспозиция живописных полотен Федора Бруни в 9 зале постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке, позволяет посетителям в одном пространстве увидеть восемь знаковых работ художника разных жанров, большая часть представлена картинами на религиозную и мифологическую тематику. Главным акцентом экспозиции является масштабное полотно «Медный змий» Федора Бруни — выдающееся произведение академического искусства эпохи классицизма, над которым автор работал в Италии на протяжении 15-ти лет. Картина впервые демонстрировалась московской публике в 2003 году в стенах ГМИИ имени А. С. Пушкина и, спустя 20 лет, полотно вновь прибыло в Москву, где впервые выставляется в стенах Третьяковской галереи.
В зале Василия Сурикова (28 зал постоянной экспозиции) будет выставлена знаменитая историческая картина художника «Покорение Сибири Ермаком».
За последние сто лет — это произведение экспонировалось в Государственной Третьяковской галерее дважды: в 1937 году полотно участвовало в масштабной юбилейной выставке Василия Сурикова, прошедшей в Санкт-Петербурге (тогда — Ленинград), Москве, Киеве, а затем на выставке «Русская историческая живопись», которая была развернута в стенах Третьяковской галереи в 1939-1940-х годах.
Грандиозное полотно посвящено решающему сражению Ермака Тимофеевича с татарскими полчищами сибирского хана Кучума в период правления царя Иоанна Грозного. Суриков работал над картиной четыре года. Он приступил к ней в 1891 году во время своей поездки в Сибирь, где его увлек быт и нравы местных народностей.
Этюды к картине писались в разные годы и в разных местах – на реке Обь (1891), на Дону (1893), в Хакасии (1892).
Экспонирование работы станет своего рода поддержкой важного выставочного проекта «Передвижники», развернутого в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной.
«Покорение Сибири Ермаком» экспонировалось на 23-й передвижной выставке 1895-1896 годов. С ней связана любопытная история, важная в том числе для истории Третьяковской галереи и хроники коллекционирования ее основателя Павла Третьякова. Еще до официального открытия выставки картина была обещана коллекционеру, но император Николай II, посетивший выставку в Петербурге в первые дни ее работы, решил ее приобрести для будущего Русского музея Императора Александра III. Узнав, что картина по договорённости с Третьяковым должна отойти его галерее, царь настоял на своем решении и — по воспоминаниям художника М.В. Нестерова — сказал: «картина должна быть национальной и быть в национальном музее», то есть в будущем Русском музее, который был открыт спустя три года. В том же 1895 году, словно в качестве извинения за произошедшее, Суриков подарил Третьякову уменьшенный вариант-повторение картины, который по сей день хранится в Третьяковской галерее.