50 фактов о фильме «Крестный отец» ∞ zeitnotinfo.ru

О производстве

1. Питер Барт из Paramount купил права на экранизацию книги Марио Пьюзо «Крестный отец» еще до того, как она была закончена, когда это был всего лишь 20-страничный набросок.

2. Альберт С. Радди стал продюсером «Крестного отца» после того, как представил проект Чарльзу Блюдорну как «леденящий душу, жуткий фильм о людях, которых вы любите».

3. Криминальный авторитет Джо Коломбо и его организация Итало-американская Лига гражданских прав начали кампанию с целью запретить съемки фильма.

4. Фрэнк Синатра обратился к своим друзьям-мафиози, чтобы те запугивали людей, участвовавших в создании «Крестного отца».

5. Перед съемками Коппола организовал совместный ужин для основного актерского состава, где стол был накрыт так, как это традиционно делалось в итальянской семье. При этом артисты не должны были выходить из своих образов. Коппола считал, что так исполнители ролей смогут органично проникнуться чувством семейственности по отношению друг к другу.

6. Руководители Paramount изначально хотели перенести действие фильма в настоящее время. Но Коппола смог убедить Paramount оставить сюжет в 40-50-х годах, как в книге, несмотря на то, что это выходило дороже, чем изначально хотела студия.

7. Марлон Брандо хотел, чтобы Дон Корлеоне выглядел «как бульдог», поэтому перед пробами он набил щеки ватой. Уже на съемках он носил специально сделанную дантистом капу; сейчас она выставлена в Американском музее движущегося изображения в Квинсе, штат Нью-Йорк.

8. Съемки свадебной сцены заняли четыре дня, и в ней было задействовано 350 актеров массовки.

9. Оператор Гордон Уиллис назвал картинку фильма «газетной фотографией в плохом цвете» и позаботился о том, чтобы этот уникальный визуальный образ был сохранен на негативе с помощью его собственной техники фотохимического воздействия.

10. Фраза «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться» звучит как в «Крестном отце», так и в «Крестном отце 2».

11. Было использовано 120 локаций в Нью-Йорке и его окрестностях.

12. Экстерьер дома Джека Вольца был снят в Беверли-Хиллз в поместье Херста.

13. Кровь была создана с помощью кукурузного сиропа Каро в сочетании с красным и зеленым пищевыми красителями.

14. Кот, которого гладил Марлон Брандо в первой сцене, был бездомным: Коппола нашел его на студии Filmways в Гарлеме, Нью-Йорк. Он так громко мурлыкал во время съемок сцены, что диалог пришлось перезаписывать.

15. На тот момент сцена смерти Сонни Корлеоне была, пожалуй, самой жестокой сценой в истории кинематографа. На Джеймсе Каане было закреплено 127 наполненных кровью взрывчатых зарядов, которые имитировали попадание пуль, а в машине было просверлено свыше 200 «пулевых» отверстий.

16. Первоначально студия хотела отказаться от ставшего культовым логотипа с «нитями марионеток» (который был впервые создан графическим дизайнером С. Нилом Фуджитой для обложки романа) с именем Пьюзо над названием фильма, но Коппола настоял на том, чтобы сохранить его, потому что Пьюзо вместе с Копполой выступил соавтором сценария.

17. Смерть Сонни была самой дорогой сценой в фильме и обошлась в 100 000 долларов.

18. Согласно одной городской легенде, апельсины предвещают грядущие неприятности. Но причина, по которой художник-постановщик Дин Тавуларис использовал их, заключалась в том, что оператор Гордон Уиллис, как правило, снимал без большого количества света. И надо было добавить в кадр какие-то яркие пятна. Кроме того, для Копполы апельсины были символом Италии.

19. Знаменитый сценарист Роберт Таун приложил руку к сценарию, хотя в титрах указан не был. Именно он написал сцену разговора между Вито и Майклом в саду, где Вито учит сына, как стать следующим крестным отцом.

Об актерском составе

20. Марио Пьюзо лично написал письмо Марлону Брандо, в котором признался, что, по его мнению, он единственный человек, кто может сыграть Дона.

21. Руководители Paramount не хотели, чтобы Брандо снимался в фильме, так как в то время он был известен своими выходками на съемочной площадке.

22. Марлон Брандо пользовался карточками с подсказками на съемочной площадке. По одной версии – потому, что не заучивал свои реплики, предпочитая импровизировать. По другой – Коппола настаивал на карточках, так как Брандо не учил свои реплики.

23. Манеру Дона Вито Корлеоне говорить хриплым голосом Марлон Брандо скопировал с голоса реального гангстера Фрэнка Костелло.

24. Общее экранное время Марлона Брандо в фильме составляет менее одного часа.

25. Многие известные актеры не смогли сняться в фильме. На роль Майкла рассматривались Уоррен Битти, Дастин Хоффман, Джек Николсон, Роберт Редфорд и Роберт Де Ниро.

26. У Аль Пачино был подписан контракт на участие в фильме «Банда, не умевшая стрелять», съемки которого пересекались с «Крестным отцом». Но ему удалось расторгнуть контракт, и в том фильме снялся Роберт Де Ниро.

27. Чтобы сняться в фильме «Банда, не умевшая стрелять», Роберт Де Ниро отказался от роли Поли Гатто в «Крестном отце».

28. Аль Пачино заработал всего 35 000 долларов за главную роль в фильме — столько же, сколько Джеймс Каан и Дайан Китон, и на 1000 долларов меньше, чем Роберт Дюваль.

29. Бабушка и дедушка Аль Пачино по материнской линии эмигрировали в Америку из Корлеоне, Сицилия, как и Вито Корлеоне.

30. Джеймс Каан и Аль Пачино были всего на десять лет моложе американской джазовой певицы Морганы Кинг, которая играла их мать. Джон Казале (Фредо) был всего на пять лет моложе нее.

31. Фраза «Оставь пистолет, возьми канноли», которую Ричард Кастеллано произносит в образе Питера Клеменца, не было в сценарии, это была импровизация.

32. Многие члены семьи Копполы участвовали в фильмах:

– Талия Шайр (сестра) сыграла Конни Корлеоне во всех трех фильмах.

– Италия Коппола (мать) появилась в эпизоде в сцене встречи в ресторане.

– Кармайн Коппола (отец) – сыграл пианиста в одном из эпизодов и сам написал музыку для этой сцены.

– София Коппола (дочь) – сыграла маленького Майкла Рицци в сцене крещения в «Крестном отце» (ей было три недели от роду на момент съемок), появилась в эпизоде в «Крестном отце 2» и сыграла Мэри Корлеоне в «Крестном отце 3».

– Джан-Карло Коппола и Роман Коппола (сыновья) – появились в эпизоде в сцене крещения; Роман также сыграл Сонни в детстве в «Крестном отце 2».

– Элеонора Коппола (жена) также снялась в сцене крещения.

– Музыка Франческо Пеннино (дедушки) была использована в «Крестном отце 2» в сцене с иммигрантами.

О выходе фильма

33. Копполе было сказано снять не более 2 часов 15 минут материала, иначе студия перенесет монтаж из Сан-Франциско в Лос-Анджелес. Он сделал, как его просили. Но в ответ услышал, что «снимал фильм, а в итоге получился трейлер». В конечном счете студия поддержала более длинный вариант, но монтаж все равно перенесли в Лос-Анджелес.

34. Продолжительность фильма – 2 часа 55 минут.

35. Премьера должна была состояться накануне Рождества, но была перенесена, чтобы редакторы успели доделать более длинный вариант.

36. Очереди, выстраивавшиеся на показы «Крестного отца», когда он только вышел, были колоссальными. В Вествуде предприимчивые студенты Калифорнийского университета брали по 5 долларов за то, чтобы держать место в очереди.

37. Продюсер Аль Радди украл копию фильма у Paramount, чтобы провести эксклюзивный показ «Крестного отца» для мафии.

38. «Крестный отец» был самым кассовым фильмом 1972 года и на тот момент – самым кассовым фильмом за всю историю кинематографа, пока год спустя не вышел фильм «Изгоняющий дьявола».

39. «Крестный отец» был номинирован на 11 премий «Оскар»® и получил три: в категориях Лучший фильм, Лучшая мужская роль (Марлон Брандо) и Лучший адаптированный сценарий (Коппола и Пьюзо).

40. «Крестный отец 2» также был номинирован на 11 премий «Оскар»® и получил шесть: за Лучший фильмЛучшую режиссуру  (Коппола), Лучший адаптированный сценарий, Лучшая мужская роль второго плана (Де Ниро), Лучшие декорации, Лучший саундтрек. Третья часть франшизы при семи номинациях осталась без наград Академии.

41. Марлон Брандо и Роберт Де Ниро – единственные актеры, получившие «Оскар»® за воплощение на киноэкране одного и того же персонажа, Вито Корелоне.*

42. Сашин Легкое Перо, представительница индейского племени апачи, во время церемонии поднялась на сцену вместо Марлона Брандо и отказалась от присужденного ему «Оскара»® в знак протеста против того, как Голливуд и США обращались с коренным населением Америки.

43. Роберт Дюваль, Джеймс Каан и Аль Пачино были номинированы на лучшую мужскую роль второго плана.

44. Компания Gulf & Western, владевшая в то время студией Paramount, получила много негативных отзывов от итало-американского сообщества за создание «Крестного отца».

45. В 1990 году «Крестный отец» был включен в Национальный реестр фильмов США для хранения в Библиотеке Конгресса, поскольку был признан «культурно, исторически или эстетически значимым».

46. «Крестный отец» занимает 2-е место в списке величайших американских фильмов всех времен Американского института киноискусства.

47. Композитор Нино Рота был номинирован на премию «Оскар»® за Лучшую музыку к фильму «Крестный отец», но номинацию отменили, когда стало известно, что некоторые мотивы были изначально написаны для итальянского фильма «Фортунелла» 1958 года.

48. Продюсер Аль Радди отказался от своих прав на сиквел, чтобы снять фильм «Самый длинный ярд».

Дополнительно

49. Традиционная сицилийская кепка, которую носят телохранители Майкла, называется «коппола».

50. В фильме «Крестный отец» слова «мафия» и «мафиози» не произносятся ни разу.

* Примечание: Хит Леджер и Хоакин Феникс оба получили премии «Оскар»® за изображение разных версий одного и того же персонажа в двух отдельных фильмах: Леджер за роль Джокера в «Темном рыцаре» и Феникс за роль Джокера в фильме «Джокер».