12 сентября в онлайн-кинотеатре Nonfiction.film начался фестиваль знакового американского кино 70-х годов American Autumn. 8 октября, в ЦДК стартуют офлайн показы большого проекта, задуманного командой ЦДК, Nonfiction и продюсером и киноманом Михаилом Друяном. В программе собраны фильмы Фрэнсиса Форда Копполы, Джона Кассаветиса, Роберта Олтмана, Сидни Поллака и других культовых режиссеров. По разным причинам эти картины не были в широком прокате в СССР, а затем в России, какие-то — так и не дошли до наших экранов до сих пор. Удивительный факт — известные не только в киноведческой среде фильмы, например «Клют» или «Наваждение», видели очень немногие. А ведь эти ленты когда-то обозначили водораздел между эпохой прошлого — временем несвободы и светлым будущим — независимостью, волей и освобождением. Сегодня тема свободы звучит еще острее, чем в семидесятых, и впору начать перечитывать Кодекс Хейса.
Этот Новый Голливуд показал всем, что авторское кино, в которое никто не верил и которому не хотели давать ни малейшего шанса, может не только собирать рекордную кассу, но и спустя почти полвека смотреться и звучать точно и современно. Возможно, и потому, что нынешние признанные мастера мирового кинематографа росли на этих картинах и вдохновлялись ими.
Это настоящее кино звезд, сияния которых до сих пор никто не затмил: Дастин Хоффман, Джейн Фонда, Роберт Рэдфорд, Клинт Иствуд, Дональд Сазерленд, Уоррен Битти, Джин Хэкмен, Аль Пачино и многие-многие другие великие актеры стали знаменитыми именно в тот период.
Организаторы фестиваля — Центр документального кино и онлайн-кинотеатр Nonfiction.film
Фестиваль проходит при поддержке Посольства США и Mart Foundation
Cофья Капкова, основатель ЦДК и Nonfiction.film: “Вообще Центр документального кино – про кино документальное. Несоответствие программы American Аutumn нашему основному вектору объясняется тем, что это проект про любовь, которая всегда – исключение из правил. У нас получился фестиваль, созданный друзьями, с большой любовью к кино, к Америке и друг к другу. Говорят, с друзьями не стоит работать, но мы решили рискнуть. Надеюсь, никто не пожалеет. Я бесконечно восхищаюсь профессионализмом Михаила Друяна и его увлеченностью кино. Рада, что для воплощения своей мечты он выбрал именно ЦДК.“
Михаил Друян, куратор фестиваля: “Пару лет назад в предрождественском Париже я обнаружил в расписании кинопоказов картину «Пугало» Джерри Шацберга. В 1973-м она получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Я ее никогда не видел, но очень хотел посмотреть на большом экране.Оказавшись на Rue Christine на левом берегу Сены в кинотеатре, который принадлежит Изабель Юппер и ее сыну Лоренцо Шама, я узнал, что «Пугало» показывают в рамках программы American Winter: в течение нескольких месяцев серый зимний Париж, сотрясаемый политическими кризисами, объятый социальным беспокойством элит и моральным негодованием желтых жилетов, мог забыться в темноте кинозала, отправиться назад в будущее — в так и не реализованные мечты о свободе.“
Вернувшись в Москву, я начал думать, как бы провести подобного рода фестиваль в России и объединить в рамках смотра главные картины Нового Голливуда, вернувшие американскому кинематографу фигуру Автора, наконец-то заговорившие со зрителями живым языком о времени и его токах.
Это была важная веха: в 1967 году отменили Кодекс Хейса, самым кассовым фильмом стал «Выпускник» Майка Николса. Такие темы, как Вьетнам, эмансипация, борьба с расизмом вдохновили режиссеров нового поколения на поиски художественного инструментария, который оказался бы наравне с эпохой. Эту историю, точнее, истории поисков свободы, борьбы за свободу, осознания свободы как высшей и единственной необходимости вы сможете увидеть на большом экране ЦДК и, надеюсь, так же, как и я, станете большими поклонниками кино этого удивительного периода.
ПРОГРАММА
Онлайн, только на Nonfiction.film
12 сентября ‒ 12 октября 2021
Выпускник (The Graduate), Майк Николс, 1967
Женщина под влиянием (A Woman Under the Influence), Джон Кассаветис, 1974
Премьера (Opening Night), Джон Кассаветис, 1977
Три дня Кондора (Three Days of the Condor), Сидни Поллак, 1975
Плотские познания (Carnal Knowledge), Майк Николс, 1971
Охотник на оленей (Deer Hunter), Майкл Чимино, 1978
Разговор (Conversation), Фрэнсис Форд Коппола, 1974
Серпико (Serpico), Сидни Люмет, 1973
Кинг Конг (King Kong), Джон Гиллермин, 1976
Домоседы (Homebodies), Ларри Юст, 1974
Убийство в Восточном экспрессе (Murder On The Orient Express), Сидни Люмет, 1974
Наваждение (Obsession), Брайан Де Пальма, 1974
Баффало Билл и индейцы (Buffalo Bill and the Indians), Роберт Олтман, 1976
Ураган (Hurricane), Ян Труэль, 1979
Удивительный Говард Хьюз (Amazing Howard Hughes), Уильям А. Грэм, 1979
Стигл (Steagle), Пол Силберт, 1971
Офлайн, только в ЦДК
8 октября ‒ 25 декабря
Побег (The Getaway), Сэм Пекинпа, 1972
Клют (Klute), Алан Дж. Пакула, 1971
Нэшвилл (Nashville), Роберт Олтман, 1975
Будучи там (Being There), Хэл Эшби, 1979
Марафонец (Marathon Man), Джон Шлесинджер, 1976
В поисках мистера Гудбара (Looking for Mr. Goodbar), Ричард Брукс, 1977
МакКейб и миссис Миллер (McCabe&Mrs Miller), Роберт Олтман, 1971
Кэрри (Carrie), Брайан Де Пальма, 1976
Экзорцист (The Exorcist), Уильям Фридкин, 1973
Сыграй мне перед смертью (Play Misty For Me), Клинт Иствуд, 1971
Бродяга высокогорных равнин (High Plains Drifter), Клинт Иствуд, 1973
Телесеть (Network), Сидни Люмет, 1976
Избавление (Deliverance), Джон Бурман, 1972
Пугало (Scarecrow), Джерри Шацберг, 1976
Собачий полдень (Dog Day Afternoon), Сидни Люмет, 1973
Последний наряд (The Last Detail), Хэл Эшби, 1973
Последний киносеанс (The Last Picture Show), Питер Богданович, 1971
Выпускник (The Graduate), Майк Николс, 1967
Женщина под влиянием (A Woman Under the Influence), Джон Кассаветис, 1974
Премьера (Opening Night), Джон Кассаветис, 1977
Три дня Кондора (Three Days of the Condor), Сидни Поллак, 1975
Плотские познания (Carnal Knowledge), Майк Николс, 1971
Охотник на оленей (Deer Hunter), Майкл Чимино, 1978
Разговор (Conversation), Фрэнсис Форд Коппола, 1974