Бесы и Мёртвые души Андрея Прикотенко ∞ zeitnotinfo.ru

7 и 8 ноября новосибирский театр «Красный факел» впервые покажет в столице спектакли Андрея Прикотенко «Бесы» и «Мертвые души». Гастроли пройдут на сцене Театра Наций и будут приурочены к ежегодному празднику — Дню Сибири, который отмечается 8 ноября.

«Два года назад с приходом нового руководства театр “Красный факел” изменил свою художественную стратегию и репертуарную политику, взяв курс на создание классического репертуара, говорит художественный руководитель театра «Красный факел» Андрей Прикотенко. — Названия, которые мы привозим в Москву в ноябре — “Мертвые души” по мотивам поэмы Гоголя и “Бесы” по роману Достоевского — это программные спектакли, в которых представлен новый вектор развития театра, наше отношение к русской классике и интерпретации хрестоматийных текстов на академической сцене. Важно и то, что в этих спектаклях представлена большая часть труппы: молодые артисты, заслуженные, среднее и старшее поколение. И, как мне кажется, в спектаклях, которые мы сыграем на сцене Театра Наций, заметно стилевое единство труппы, утвердившееся в сегодняшнем “Красном факеле”».

Откроет гастроли постановка Андрея Прикотенко «Бесы», премьера которой состоялась в сентябре 2024 года. В истории новосибирского «Красного факела» сохранилось три обращения к прозе Достоевского. В разные годы на сцене «Сибирского МХАТа» шли спектакли по «Селу Степанчикову», «Униженным и оскорбленным» и «Бедным людям». «Бесы», оказавшиеся в фокусе внимания художественного руководителя «Красного факела» Андрея Прикотенко и художника Ольги Шаишмелашвили, стали первой сценической версией романа за 105 лет работы театра.

«Я считаю это величайшее и самое сложное произведение русской литературы,говорит Андрей Прикотенко. — Этот во многом жуткий, а во многом смешной роман Достоевского очень сложен для сценической композиции. Наверное, самый сложный в моей жизни.  Тем интереснее и ответственнее дело, за которое мы взялись. Если говорить об ассоциациях, то я бы провел ниточку от нашего спектакля к известному фильму “Однажды в Америке”. И там, и там рассматривается судьба четырех молодых людей, объединенных общим детством, но, если в фильме представлена длинная история с исходом, то “Бесы” и есть сам исход. Ставрогин, Верховенский, Шатов и примкнувший к этой компании позднее Кириллов, как это бывает с молодежью в любые времена, недовольны миром, в котором живут. Они хотят его изменить, улучшить или разрушить, осознают себя как поколение, которому предстоит очистить человечество от предрассудков, и попадают под влияние радикальных идей, приводящих к трагическому финалу. Все линии соединяет фигура Ставрогина, причем вновь, как и с Чичиковым в “Мертвых душах”, возникает ситуация, когда окружающие наделяют человека сверхчертами, которыми он вовсе не обладает, и герой неосознанно оказывается в центре внимания. Мне интересно рифмовать “Бесов” с поэмой Гоголя, тем более что у Достоевского есть для этого крючки».

В спектакле заняты: Александр Поляков, Никита Воробьев, Александр Жуликов, Виктор Жлудов, Константин Телегин, Елена Жданова, Елена Дриневская, Денис Казанцев, Владимир Лемешонок, Андрей Черных, Андрей Яковлев, Камиль Кунгуров, Дарья Емельянова, Сергей Новиков, Татьяна Лукасевич, Анастасия Плешкань, Екатерина Макарова, Артем Малиновский, Карина Овечкина, Ростислав Самусев, Егор Овечкин, Олег Майборода, Алина Ломакина, Юрий Дроздов, Александр Дроздов.

8 ноября будет показан спектакль Андрея Прикотенко «Мертвые души».

Визуальные миры спектакля, поставленного по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души», воплотила художник Ольга Шаишмелашвили. Зрителей ждет кардинальное изменение пространства сцены, в котором заложена пронизывающая поэму тема путешествия, «гигантское дыхание» русской земли и маленький человек, вдруг оказавшийся на перекрестье этих объемов и масштабов. Это вторая интерпретация знаменитого произведения в истории «Красного факела»: впервые идею вывести «Мертвые души» на Большую сцену «Сибирского МХАТа» воплотил режиссер Энвер Бейбутов в 1952 году.

«“Мертвые души” как идея для постановки возникли непосредственно в процессе встречи с труппой “Красного факела” – мы вместе решили, что это будет интересно, — говорит Андрей Прикотенко. — Меня всегда больше волнует тема, нежели сюжет, который можно пересказать быстро и просто. Поэма как раз предполагает разветвленное отношение к сюжету, он перестает быть связующей хордой, и произведение расширяется за счет тем. Тема дороги и колокольчика, тема тройки, бесконечно несущейся по российским просторам, тема мертвых душ – помещики это, крестьяне или же весь мир? К художественному решению мы с Ольгой Шаишмелашвили пришли довольно быстро: захотелось визуализировать маленькую фигуру человека в огромном Космосе.  Поэтому мы увеличили сценическое пространство, приблизившись к зрительному залу. Мне очень дорого, что актеры откликнулись на все эти идеи, включились в процесс, многое предлагали сами – и я уверен, что спектакль “Мертвые душ” можно назвать нашим совместным сочинением на тему поэмы Гоголя».

В спектакле заняты: Андрей Яковлев, Денис Ганин, Денис Франк, Александр Поляков, Дарья Емельянова, Ирина Кривонос, Константин Телегин, Никита Воробьев, Егор Овечкин, Карина Овечкина, Владимир Лемешонок, Татьяна Классина, Светлана Плотникова, Екатерина Макарова, Елена Жданова, Екатерина Жирова, Татьяна Лукасевич, Виктория Левченко, Андрей Черных, Денис Казанцев, Михаил Селезнев, Артем Малиновский, Александр Жуликов, Вадим Гусельников, Ростислав Самусев, Игорь Тюваев, Илья Лугачев, Алина Ломакина.

Густонаселенные спектакли «Мертвые души и «Бесы» не только выстраиваются в линию по созданию классического репертуара, но и сложились в дилогию. Эпический охват, бескрайние российские просторы, фигура героя, которого окружающие воспринимают как полубога, — все это объединяет два великих текста в большую мультивселенную.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений