Борис Кустодиев и Мстислав Добужинский в Садовом вестибюле Михайловского дворца ∞ zeitnotinfo.ru

23 июня в Садовом вестибюле Михайловского дворца открылась выставка «Борис Кустодиев и Мстислав Добужинский. Композиции для Городского Училищного дома имени Петра Великого (1910–1911)». К 350-летию со дня рождения Петра I Русский музей подготовил праздничную программу, и экспозиция в Михайловском дворце является ее частью. В 2022 году также исполняется 110 лет со дня постройки Училищного дома, где сегодня размещается Нахимовское военно-морское училище. Актовый зал здания – в числе других произведений – украшал портрет Петра I работы Бориса Кустодиева, а также картина на тему «Петр I в Голландии» кисти Мстислава Добужинского. На экспозиции представлена работа Кустодиева и эскизы к ней и эскизы Добужинского, каждый из которых представляет собой самостоятельное произведение. Выставка организована при поддержке ПАО «Северсталь», ООО «Нордголд Менеджмент», ООО «СВЕЗА-Лес», ООО «ТТ-Трэвел».

Возведенное по проекту архитектора Александра Дмитриева здание Городского Училищного дома имени Петра Великого было оформлено стараниями ряда видных членов и экспонентов объединения «Мир искусства» – Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева, Дмитрия Кардовского, Сергея Чехонина, Василия Кузнецова. Ими был создан ряд произведений живописи, рисунка и скульптуры, часть из которых ныне хранится в Русском музее.

Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник Отдела живописи II половины ХIХ-начала ХХ в. Владимир Круглов: «Панно Бориса Кустодиева и эскизы к нему, работы Мстислава Добужинского и издания из фонда научной библиотеки Русского музея, которые демонстрируют утраченные произведения, впервые представлены на выставке в таком составе. Подобные предметы, в особенности хрупкие рисунки, экспонируются редко».

Как и экстерьер здания, парадные интерьеры Училищного дома были выдержаны в стилистике петровского барокко, что ощущается в характере сводов в парадном вестибюле, в изразцовых панелях и каминах. Изразцы, изготовленные на предприятии Петра Ваулина, имели не только традиционные для начала XVIII века изобразительные мотивы, но также включали поучающие изречения Петра I.

Особенно пышно был оформлен актовый зал Училищного дома, смысловым центром которого был помещенный на его торцовой стене парадный портрет Петра Великого (1911), исполненный Борисом Кустодиевым. Работа над первым в творчестве художника монументальным произведением шла непросто. Летом 1910 года проявились первые симптомы его заболевания – начала мучительно болеть рука, но, несмотря на боль, художник продолжал работу над множеством произведений. Из-за болезни он лишь периодически работал в новой для него сфере монументальной живописи, но успел создать масштабное панно «Петр Великий»

Окончательному варианту портрета предшествовало не менее двух эскизов-вариантов. Они представляют собой самоценные произведения, отличающиеся мастерством и выразительностью. В Русском музее находится один из эскизов «Голова Петра Великого» (1910), который также показан на выставке.

Активно участвовал в оформлении Училищного дома и Мстислав Добужинский. Как и Кустодиев, он впервые обратился к сфере монументальной живописи. Для Училищного дома художник выбрал тему «Петр I в Голландии», так как хорошо знал и эту страну, и историю пребывания Петра в Саардаме, где русский царь учился искусству кораблестроения. Сохранились три из нескольких эскизов будущей картины: два графических эскиза 1910 г. хранятся в Русском музее и вошли  в состав экспонируемых произведений. К сожалению, впечатляющая картина Добужинского (примерно 400 х 550 см), некогда украшавшая актовый зал Училищного дома, ныне утрачен

Из трех авторов полотен, созданных для этого зала, Дмитрий Кардовский, профессор Академии художеств, и ранее много работал на темы деяний первого российского императора. Однако местонахождение его работ, отмеченных прекрасным знанием эпохи, истории русской армии, атмосферы событий, решавших судьбу страны, к сожалению, неизвестно.

После Октябрьской революции в здании размещались детский дом, школы, электротехникум. В эти годы без следа исчезли полотна Кардовского и Добужинского. Сохранились лишь некоторые из эскизов к ним, вошедшие в состав нынешней выставки. Время пощадило картину Кустодиева – она была передана Русскому музею в 1928 году из 176-й трудовой школы. В 1944 году бывший Городской Училищный дом имени Петра Великого передали Нахимовскому военно-морскому училищу.


Подписывайтесь на Zeitnotinfo в соцсетях и будьте в курсе свежих обновлений